Экранизация - за и против

Анонс

Сейчас, когда на Первом канале идет экранизация романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть» и мы вновь окунулись в незабываемую атмосферу 60-х, ставшую ностальгически-популярной после сериала «Оттепель», я решила поразмышлять об экранизациях в целом. Обращение к классике или современной литературе иногда может приносить неплохие дивиденды, особенно в отсутствие хороших киносценариев. 

Бум экранизаций пришелся на начало двухтысячных. Тогда Владимир Бортко неожиданно для многих вышел на вершину рейтингов со своим сериалом «Идиот». Кто бы мог подумать, что Достоевский, которым пугали нерадивых школьников, считающийся элитарным писателем для слишком умных, может стать интересным широкой публике. И сразу же хлынула волна экранизаций. Одни были удачными, другие прошли незамеченными. О некоторых много спорили, как, например, о ленте «Печорин» по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Даже телевизионные критики не могли сойтись в одном мнении. Кто-то принял такого неожиданного Печорина, другие посчитали, что герой, сыгранный Игорем Петренко, чересчур эмоционален. Не все оценили и Веру в исполнении Эльвиры Болговой. Когда я с нею встречалась, актриса восторженно отзывалась о работе с коллегами, приняла роль с большим энтузиазмом, заново перечитала произведение. 

Разобравшись с классикой, перешли к веку ХХ. Вспомнили, в частности, об Анатолии Рыбакове. Сначала сняли фильм «Дети Арбата». Роман относится к числу культовых, его не читал только ленивый, поэтому режиссеру Андрею Эшпаю требовалось соблюдать максимальную точность, создавая образы героев. Опять были согласные и несогласные. Я считаю, что одним из плюсов данного сериала стала команда молодых актеров, именно после него набравших свою популярность. А вот другой роман Рыбакова – «Тяжелый песок» – был не настолько известен, хотя как раз его экранизация оказалась одной из лучших за последнее время. А ведь требовалось отразить целую эпоху – от дореволюционных лет до Великой Отечественной войны с переносом в наши дни. Перед актерами поставили глобальную задачу – прожить на экране несколько десятилетий, и они с ней блестяще справились. Особенно стоит отметить игру Ирины Лачиной, долгое время воспринимавшейся лишь как дочь Светланы Тома. У команды режиссеров и продюсеров, состоящей из одной семьи Барщевских, был опыт съемок семейных саг. Их экранизация Василия Аксёнова «Московская сага» на «ура» прошла по телевидению. Казалось бы, об эпохе сталинских репрессий уже много сказано, но, глядя на то время через призму одной семьи, становится еще страшнее. 

К числу удавшихся экранизаций я бы отнесла сериал «У каждого своя война» по книге Эдуарда Володарского «Прощай, шпана замоскворецкая». К сожалению, он не шел ни на одном из федеральных каналов. Почему? Лично я не понимаю. Первоклассный актерский состав, точное попадание в образы, Володарский сам работал над сценарием и занимался подбором актеров. Так, на роль Анастасии Тимофеевны буквально за руку привел Екатерину Климову, занятую в другом проекте. Сумел уговорить лауреата Каннского фестиваля Константина Лавроненко поучаствовать в сериале, чего обычно он не делал. Я в свое время сумела достать диск с фильмом и, практически не отрываясь, посмотрела сразу 8 серий. Редко встречаются столь качественные ленты, и очень жаль, что они не доходят до широкой публики. 

Любопытна судьба экранизаций романов современной писательницы Анны Берсеневой. Две ее семейные саги – «Капитанские дети» и «Ермоловы» – вышли на большой экран. Но при неплохих актерах, участии самой писательницы в съемочном процессе, ленты получились не слишком достоверными. Если бы я в свое время не прочитала книги, то вообще запуталась бы в сюжете. Тем более что в отличие от литературной первоосновы, там множество нестыковок. Сценаристы, очевидно, убедили Берсеневу сделать действие более динамичным, но от этого пострадала логика. Особенно мне жалко потрясающую любовную историю Юрия Гринева и Евгении Стивенс из «Капитанских детей». В экранизации их сыграли Сергей Маховиков и Елена Корикова, но та магия, которая описана в книге, куда-то исчезла. 

В ближайшем будущем нас ждет еще одна экранизация классики. Режиссер Карен Шахназаров решился снять «Анну Каренину», в главной роли – Елизавета Боярская. Зачем это нужно, я не понимаю, во всяком случае, Лизе придется сразиться с очень сильными конкурентками. Ведь до нее Анну Каренину сыграли Татьяна Самойлова и Татьяна Друбич, Грета Гарбо, Вивьен Ли, Жаклин Биссет, Софи Марсо и Кира Найтли. Что им сможет противопоставить Боярская – скоро увидим. 

НА СНИМКЕ: кадр из сериала «Таинственная страсть»

Юлия КОНКИНА 

 


29909