А ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВУ КРУПНЫЕ КОМПАНИИ НЕ ТОРОПЯТСЯ
Экономика
Реальное состояние производства – это своего рода «терра инкогнита» – закрытая и во многом таинственная территория, которую ревностно стерегут московские пресс-центры. Поговорить по душам тюменские директора, конечно, могут, но оговариваются: «Не для печати». С генеральным директором АО «Тюменский аккумуляторный завод» Александром Кореляковым таких проблем нет, на вопрос: «Я могу это печатать?», который обычно задаю собеседникам, следует: «Печатай».
Для разговора с директором у меня как минимум две темы. Первая – аккумуляторная батарея Tyumen Battery Premium стала лучшей из всех батарей, продаваемых на территории России (журнал «За рулем» каждый год закупает аккумуляторы, везет их в специальную лабораторию Министерства обороны РФ, и там проводят тесты).
Вторая тема – производство полиэтиленовой сепарации для индустриальных и автомобильных аккумуляторных батарей. Сепарация – это изолирующая мембрана между свинцовыми пластинами. На первый взгляд, ничего сложного. Но именно от качества сепарации во многом зависят технические характеристики аккумуляторной батареи. Американские, европейские, японские и южно- корейские производители аккумуляторов автоматические линии для производства сепарации продают, но очень дорого – это один из важнейших элементов технологической культуры.
В России такими автоматическими линиями располагает единственный завод – тюменский. Здесь их три. Первая – для производства сепарации индустриальных батарей – полностью изготовлена специалистами Тюменского аккумуляторного завода. Вторая – для производства сепарации автомобильных батарей − сделана совместно с китайскими специалистами, работает уже несколько лет. Третья линия, также сделанная совместно с китайскими специалистами, работает в отладочном режиме. Три уникальные для России линии изготовлены с участием заводских инженеров – чем не достижение!
Наш с Кореляковым разговор начинается не «с разворота на Восток» и не с победы Tyumen Battery Premium (побеждает второй год подряд). Нынче «из двух десятков батарей реально соревновались между собой только две – тюменская батарея и VARTA», − напоминаю директору цитату из журнала. Кореляков пропускает комплимент мимо ушей. Коротко замечает:
– При всех возгласах: «Нужно развивать! Вкладывать!» что является главным препятствием? Коррупция!
Очевидно, директору хотелось выговориться, он говорит о ценах.
– Завод уже года три их не меняет. Как начался «так называемый кризис», так и не меняли. И «прибыля» у нас растут, сразу скажу, неплохо.
− Хорошо, а по другим заводам?
Насчет других заводов директор не знает (или не хочет распространяться – «не мое дело»). Но вот официальная справка. В октябре многие предприятия повысили цены на продукцию различной номенклатуры. Свирский и Саратовский заводы – на 3%. «ТУБОР» – на 3%, Курский – на 5%, Жигулевский «АКОМ» – на 6%, фирма «TANGSTONE» (Рязанская область) – на 3%. К сожалению, наш «АЛЬКОР» (самостоятельное предприятие) в октябре тоже повысил на 3%.
– Коллеги на меня страшно обижаются, требуют повышения цен. Я говорю: не вижу причины, даже при том, что резко поднялись расходы из-за повышения тарифов естественных монополий. Почему на заводе сложилась такая ситуация? Потому что мы почти полностью обеспечиваем себя свинцом и свинцовыми сплавами! Полипропиленом – на 75%. Полиэтиленовой сепарацией – на 100%...
В общем, все полуфабрикаты делают сами. А другие заводы покупают с рынка.
– Конечно, если бы я покупал флюс для пайки, предположим, во Франции или в Штатах (в других местах флюса такого качества нет), то он бы обошелся мне в 6-8 раз дороже! Но мы делаем сами, поймали жар-птицу за хвост!
При таком раскладе повышать цены, понятно, нет резона, особенно если учесть низкую покупательную способность населения.
– В октябре журнал «За рулем» опубликовал результаты тестов. Батарея Tyumen Battery Premium вновь заняла первое место, − напоминаю я, пытаясь вырулить на запланированную тему.
– Да, именно так. В прошлом году те, кто считает себя «супер- пупер», кричали в Интернете, что Тюмень подкупает испытателей! Нынче были разосланы приглашения всем фирмам: присылайте-де на испытания своих представителей. Самое удивительное, те, кто больше всех кричал, почему-то не прислали. Кричать-то можно! Мы заняли первое место. Опять недовольство…
Директор показывает небольшой плакатик, одного взгляда на который хватает, чтобы понять причины недовольства. Там рядом с техническими характеристиками стоят цены. Tyumen Battery Premium, 1-е место, цена – 3000 рублей; VARTA (американская корпорации Johnson Controls, страна-производитель батареи не указана), 2-е место, 4550 рублей; MUTLU (турецкий аккумулятор), 3-е место, 3520 рублей; MEDALIST (американская корпорации Johnson Controls, страна- производитель батареи не указана), 4-е место, 4690 рублей; … BOSCH (страна-производитель батареи не указана), 10-е место, 4750 рублей; «AKOM» (Жигулевск), 11-е место, 4200 рублей. С 13 по 17 места занимают российские аккумуляторы, где цены колеблются от 3459 рублей (TITAN), 13-е место, до 2610 рублей (подольские аккумуляторы, «завода давно уже нет, а кто-то производит под его маркой», замечает Кореляков), 15-е место.
– Отечественные производители обеспокоены состоянием дел, посылают ко мне людей: «Ты же должен понимать, тарифы естественных монополий поднимаются, нам такие цены не выдержать!». Я этого не понимаю. Вместо того чтобы растаскивать деньги по карманам и покупать дома на Лазурном берегу, а потом брать кредит под продукцию, которая якобы в России не выпускается, нужно реально развивать производство! Вот «АКОМ» взял кредит (или пока ему только пообещали, точно не знаю) на 500 миллионов рублей для производства батарей. А мы их уже выпускаем! О чем я и написал министру. Мы могли бы за четыре месяца увеличить выпуск в 5 раз! Только покупателей нет. Мощности по этим батареям загружены на 20%!
– Имеются в виду гелевые батареи для вагонов?
– Почему только для вагонов. Такие батареи и на подстанциях стоят, и на компрессорных станциях – да где угодно.
Про вагоны я спросил, что называется, «от балды». Гелевые батареи ставят на морских и речных судах, катерах, в складских помещениях для пищевых и промышленных товаров – много еще где, но один из основных потребителей – железная дорога (каждому пассажирскому вагону требуется автономное освещение). Главное отличие таких батарей – повышенные требования к экологии: в случае разрушения батареи электролит не выливается, поскольку находится в виде геля. РЖД закупали эти батареи во Франции и Германии – факт общеизвестный.
Есть и еще один вид батарей, можно сказать, последний писк технологической моды − Absorbent Glass Mat, или, коротко, AGМ- технология, которая уже широко используется, а для России она в новинку. Удовольствие не из дешевых – примерно в два раза дороже, чем обычные батареи, и раза в полтора – чем гелевые, но оно того стоит. AGМ-батареи обладают лучшими техническими и экологическими характеристиками.
Завод вышел на рынок с AGМ- батареями год назад, маленькие батареи (используются на снегоходах, мотоциклах, для уличной сигнализации, «живых» баннеров и т.д.) пошли сразу, а индустриальные – с трудом. Александр Кореляков разослал первую партию тепловозных аккумуляторов всем отделениям РЖД − очень, говорит, хвалили, но не брали. Сейчас берут в основном частные компании, но эти компании небольшие.
Словом, частник разворачивается к новой продукции, а подконтрольные государству крупные компании не торопятся, предпочитая батареи с жидким электролитом.
– На новые, говорят, денег нет. А откуда они появятся, – говорит Кореляков, – если у какого-то милицейского полковника на квартире денег нашли полторы тонны! (Случай широко растиражирован с подачи TV – С. Ш.). Однако перевооружать производство все-таки надо, поэтому сейчас на нас стали обращать внимание. Я каждое утро молюсь, чтобы Обама не снял санкции! Шутка.
Однако в каждой шутке есть доля правды.
НА СНИМКАХ: генеральный директор Александр Кореляков; мастер Ильшат Сыртланов и машинист Игорь Глазунов; главный технолог индустриальных батарей Сергей Разинков.
Сергей ШИЛЬНИКОВ