Вместо рецензии
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
А. Фет.
Совсем недавно, в начале сентября, в «Тюменском издательском доме» наш земляк Даниил Сизов снял со станка свою первую книгу стихов «Буфет на полустанке».
Судя по концептуальному названию, издание это неординарное. И автор, скорей всего, из тех, кто чурается парадности, лоска ну и явно начитан и склонен к иронии и философии. Да и образование ему позволяет – он и историк, и филолог. А ещё исполнитель-домрист (в недавнем прошлом), из оркестра народных инструментов…
Не очень объёмный сборник (всего 56 стр.) состоит из творений, написанных за довольно продолжительный срок. Первые стихи Сизова напечатаны ещё в девяностые. Видимо, автор находился в длительном поиске своего стиля, языка. И кое-что на данном поприще, скажем прямо, обрести ему всё же удалось!
Вот пара строф из начального стихотворения, подтверждающих это:
На живую нитку шитые
Пораскинулись кварталы,
Мостовыми перевитые
По случайному лекалу.
Слуховых окошек мороки
Выпускают птиц на волю,
Схватит ветер крепко под руки
И толкает в чисто поле…
Свежо, не правда ли? И при неплоском, неповерхностном и непрямолинейном авторском взгляде на мир это обнаруживает ещё и уверенную работу мастера выражения увиденного! А вот фрагмент другого оригинального опуса:
Черешнею пахнет дерюга
В прихожей стеснённой твоей,
Я боком вхожу, как ворюга,
И лить начинаю елей.
О средневековом тевтонстве,
О Кафке, о Прусте с Дали.
И в этом лихом пустозвонстве
Мне так не хватает шабли…
Смачно! Не так ли? И залихватски-дерзко, и аристократически-роскошно.
Однако не только по-гумилёвски гусарит наш земляк в своих рифменных сочинениях, пригубляя в воображении изысканные французские вина, соря по ходу историческими и культурными категориями человечества – именами-мирами, понятиями- символами целых эпох, цивилизаций, что в общем- то несложно при определённом уровне начитанности. Есть в его лирическом паноптикуме и очень серьёзные вещи – абсолютно метафизические, от сердца к сердцу идущие, исполненные тихой, но вселенской печали:
Фонарь потёмки разогнал –
В углу чердачном – писем связка,
Бог мой! Ведь это дед писал,
Что в госпитале жмёт повязка.
И дата – сорок пятый год.
Я сутки разбирал посланья
О том, как в первый шли поход
До слов последних «до свиданья!»
Дед не вернулся с той войны,
Но он был здесь, был голос ясен –
От Вислы до родной Шексны
Воздушный путь был безопасен.
Никто его не прерывал,
И я молчал, убив сомненье,
Что тот, кто эту дверь вставлял –
Имеет право на вхожденье.
Стихотворение «Военные письма» как яркое свидетельство явления истинного поэта мы привели полностью. На мой взгляд, оно одно из самых лучших в этой книге.
Есть и другие, достойные внимания. Цитировать их не буду, назову лишь – помимо представленных выше – это: «Музыка», «У фонаря согнулась шея…», «На платанах заветно-памятных», «Тех чудных вывесок обрывки и осколки…», «Бесит грязь…», «Петербург», «Воспоминания о Петербурге» и другие.
Желаю читателям запомнить это имя – Даниил Сизов, найти его публикации в сборниках, газетах и журналах, в книжных магазинах, на библиотечных полках, на творческих встречах с автором и самостоятельно прикоснуться к новому вдохновенному поэтическому источнику!
Михаил ФЕДОСЕЕНКОВ