Выставка
К нам ненадолго заехали новые российские передвижники – до 25 октября в Тюменском музее изобразительных искусств работает академическая выставка «Живописная Россия». Среди участников немало титулованных мастеров, но президент Российской академии художеств Зураб Церетели славен больше всех. Скульптур его на выставке, разумеется, нет, а есть два небольших по размеру, но монументальных по стилю натюрморта, которые уже успели стать «достопримечательностью» экспозиции. Около них чаще всего стоят в раздумьях, и на их фоне охотнее всего фотографируются посетители музея.
Но тюменских любителей искусства влекут не только громкие имена. Один из гостей вернисажа, будто перед дамой сердца, припал на колено перед "Мартом в Ипатьевской слободе" А. Захарова, чтобы запечатлеть на камеру смартфона золотые отсветы солнца на крышах, на снегу и в кронах деревьев, спрыснутых прошлогодней листвой. Не обойдены вниманием и "Кижи на деревьях" Валерия Полотнова, и "Борисоглебский монастырь" Николая Боровского, и столичные виды Алексея Суховецкого, и теплая, с розовым отливом, зима Константина Петрова, и сельские красоты Андрея Дубова, и вневременные натурные пейзажи Евгения Ромашко, названного последним, но по сути, скорее, первого. Именно ему принадлежит идея проекта: показать России ее саму, увиденную глазами художников – наших современников, приверженцев реалистической живописной школы, разнообразной и разнонаправленной. А привез выставку в Тюмень Николай Чибисов, вице-президент Творческого союза художников России. Именно этот союз и стал главным организатором проекта, поддержанного Российской академией художеств, Союзом художников России и Министерством культуры, которое выделило на него деньги.
Картины именитых участников, народных и заслуженных художников, преподавателей столичных творческих вузов соседствуют с работами членов региональных отделений творческого союза художников. Эта мозаика пейзажей и натюрмортов и составляет "Живописную Россию", раскинувшуюся от "Белого моря" В. Черного, "Дальневосточного прибоя" Л. Кильчановского и "Полудня на Шикотане" М. Фролова до "Горы Бештау" И. Лапина и загадочного "Черемухово" Е. Зверева, в которое наконец-то "вот и приехали". В одном этом Черёмухово – уже пол-России, потому что населенные пункты с таким названием есть и в Тульской, и в Вологодской областях, и на Урале, и в Республике Марий Эл, и на Белгородщине, и даже на крайнем западе страны – близ Калининграда. Проект делится на два потока. Первый стартовал в китайском (а когда-то русском) Харбине, чтобы через Благовещенск и Тюмень возвратиться в Москву. Второй направляется туда же, но из Новосибирска через Казань. Впрочем, маршрут можно и подправить. "Живописной Россией" дополнительно уже заинтересовались Иваново и Саранск. И всюду, где появляется выставка, к ней примыкают местные живописцы, а их картины отправляются в дальнейший путь вместе с остальными. Под конец все это творческое разнообразие "от Москвы до самых до окраин" сойдется на большом показе в академии художеств.
От Тюмени к проекту присоединились заведующий кафедрой живописи государственного института культуры и искусств Сергей Струнников и художник Олег Васильев – тюменский куратор проекта и председатель регионального отделения творческого союза художников. Оба рады, что выставка пропагандирует именно реалистическую живопись. "Это настоящее российское искусство, – подчеркивает Васильев. – Каждый автор неповторим, узнаваем, все участники – мастера со своей манерой". Струнников добавляет: "У каждой работы есть лицо, характер. Можно сказать, что изображено, как изображено, в каком состоянии делалась работа, какое отношение автор имеет к природе, к натюрморту".
Какой же видится Россия нынешним живописцам? Да, пожалуй, такой же, какой нам показали ее мастера конца позапрошлого века. Разноцветье осенних лесов, тихие заводи, мазки солнечных отсветов на белом холсте сугробов, иней на ветвях, зелень листвы, синь неба, стада слоистых облаков, тропки меж деревьев, залитые то светом, то дождем, цветники у серых от времени заборов, деревенские избы, поля, огороды как часть от века неизменной российской натуры. Купола, колокольни, заброшенные усадьбы, дворцы и парки, стены крепостей и монастырей, улочки, застроенные старинными особняками. Даже большие города выглядят уютными, как будто из пятидесятых. Люди лишь дополняют пейзаж, вне времени и социального контекста – за редким исключением. Натюрморты – цветы, цветы, цветы. Почти у всех… "Живописная Россия" – это любование неброской красотой природы, простором и покоем, старинной архитектурой, традиционным и простым укладом жизни, текущей в неспешно-размеренном ритме.
Нравится такой взгляд? Приходите посмотреть. Да не медлите. А то скоро увезут.
Кстати, это далеко не первая и не единственная на сегодня передвижная выставка Творческого союза художников России. Правда, проекты "Искусство вечно" и "Малые реки Сибири", скорее всего, обойдут нас стороной – хотя кто знает? А выставка под названием "Крестный путь", однажды уже показанная в тюменском музее, вероятно, вернется туда в следующем году. Ее пригласили в Тобольск, договоренность о показе уже достигнута, и новый "Крестный путь" наверняка пройдет через Тюмень.
НА СНИМКАХ: на выставке; разговор об искусстве – О. Васильев и Н.Чибисов.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/