Личность
155 лет назад родился Николай Скалозубов
Сибирь (в частности, Тобольская губерния) длительное время была местом каторги и ссылки, куда по доброй воле ехали лишь отчаянные смельчаки – одни начинали здесь с нуля свое дело, другие стремились верой и правдой в далеком краю послужить своему Отечеству. Последних набиралось считанные единицы. Именно к этой категории можно отнести Николая Лукича Скалозубова (1861-1915), прибывшего по приглашению Н.М. Богдановича, здешнего губернатора, из Перми в Тобольск в мае 1894-го на должность правительственного агронома.
Выбор его был не случайным. Как оказалось, в лице Скалозубова провинция приобрела необыкновенно талантливого, умного, трудолюбивого и честного специалиста. С первого же года работы он становится самым популярным деятелем местного общества, много сделавшим для всестороннего изучения края, его экономического и культурного развития.
СПРАВКА.
Н.Л. Скалозубов родился в 1861 году в Костроме в небогатой семье мещан – приказчика по хлебному делу. Детей в семье было девять человек, первый ребенок умер, Николай Лукич был вторым. После смерти отца, в то время Николаю исполнилось 18 лет, он оказался единственным кормильцем в семье. Первоначальное образование получил в приходском и уездном училищах, среднее – в Костромском реальном училище, а высшее – в Петровской сельскохозяйственной Академии в Москве, курс которой Н.Л. Скалозубов окончил в 1885 г. со степенью кандидата сельского хозяина и вскоре был приглашен на службу при Земской управе в Красноуфимский уезд Пермской губернии. Затем, получив место заведующего статистическим отделом при Пермской Губернской Управе, переехал в Пермь. В пермский период (1885-1894) Н.Л. Скалозубов становится известным агрономом-экономистом, хорошо знающим районы Зауралья. Он пишет ряд работ, которые не утратили своей актуальности до сих пор.
ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ – ВТОРАЯ РОДИНА
Николая Лукича считают ключевой фигурой в развитии крае- ведения Тобольской губернии, поскольку он в конце ХIХ века во многом способствовал превращению родиноведения из историко- географического описания в заметное социально-общественное явление. Будучи правительственным агрономом, он полагал, что «задача этой службы заключается в том, чтобы содействовать возможности на определенном пространстве земли жить большему количеству людей и жить лучше». Доказательством этого тезиса служит вся его деятельность. Исторические факты, они же главные достижения в области сельского хозяйства: продажа сибирского масла в конце ХIХ – начале ХХ веков стала приносить доход государству больший, чем вся золотопромышленность Сибири; значительно возрастает доля сибирской пшеницы в вывозе ее за границу. Здесь не последнюю роль сыграла селекционная работа ученого по отбору лучших сортов яровой пшеницы.
Качества ученого-патриота являются определяющими и в его депутатской работе. В губернии Н. Скалозубова знали как самого достойного представителя народа. Неслучайно, абсолютным большинством голосов он избирается во II и III Государственную Думу, кстати, несмотря на его арест, заключение в тюрьму и административную ссылку на север в 1906 г.. Избиратели не ошиблись в своем депутате. Не было такого сибирского вопроса, в разработке которого он не принимал бы самого деятельного участия. Отстаивая интересы Сибири, Тобольской губернии, Николай Лукич считал своим непременным долгом поддерживать связь с сибиряками посредством постоянной переписки и встреч с избирателями, докладов в народной аудитории по итогам депутатской работы.
О масштабах и глубине связей с народом, разнообразии и сложности рассматриваемых проблем говорят публикации Н. Скалозубова под рубрикой «Письма депутатов» в газете «Сибирский листок», которых за период с 1907 по 1912 гг. насчитывается 204, и они, безусловно, могут претендовать на отдельное исследование. Перечень основных тем 33 публикаций только за 1912 год убеждает нас в этом: о введении земства в Сибири; слабой работе переселенческого управления и его роли в отклонении вопроса о введении земства в Сибири; о помощи пострадавшим от неурожая в Сибири в 1911-1912 гг.; небывалом наводнении в Тобольской губернии; о падеже более половины оленей в низовьях Тобольской губернии и мерах помощи аборигенам; об издании общего Устава рыболовства и введении его на территории России, в т.ч. Сибири; о проекте новых штатов корпуса лесничих; о развитие сети почтово-телеграфных учреждений в империи, особенно, в Сибири; о проекте смет земских расходов и доходов по Тобольской и Томской губерниях; об учреждении в Сибири первого сельскохозяйственного высшего учебного заведения и другие.
Одну из публикаций в газете «Сибирский листок» он начинает словами, которые являются рефреном всей его деятельности: «Любить Отечество велит природа, Бог, а знать его – вот честь, достоинство и долг». И продолжает: «Если справедливы (а кто в этом усомнится) утверждения о пользе изучения родины, если верно, что в знании сила; если справедливо затем требование о распространении этих знаний широко в народе, то, спрашивается, как же всего этого достичь, не развивая в себе личного ко всему этому интереса; и чему мы будем учить народ, если сами ничем не интересуемся или, что чаще, ко всему имеем интерес книжный и ни к чему действительного».
Успех развития Сибири, Тобольской губернии Николай Лукич связывал с ее изучением и прежде всего в естественно- историческом отношении. О многих назревших проблемах края он говорит неоднократно, публично, в т.ч. в докладе об итогах депутатской деятельности сибирской группы в III Государственной Думе, прочитанном в народной аудитории 10 сентября 1912 г.: «Сибирь как была до Думы, так остается и теперь забытой колонией. Отношение Государственной Думы к Сибири характеризуется прежде всего отсутствием знания Сибири. Одним она рисуется пустыней, где никакие культурные учреждения не возможны. Другим – страной с молочными реками и кисельными берегами, где царят общее благополучие и довольство, где мужик зазнался и требует приближения к нему твердой власти».
Слова, написанные Скалозубовым в 1912 году в одном из писем своим избирателям, являются весьма полезными и важными для нашего времени: «Знание своей страны является залогом любви к родине, а развитие интереса к ней является мерилом культурности населения». Или: «Знание родной страны есть сила, без которой народный труд не может быть успешным». Стремление к изучению родины, по его мнению, должно быть, усиленно внедряемо в душу русского человека еще на школьной скамье. У самого Скалозубова все складывалось именно таким образом. Со школьной скамьи у него обнаружилась любовь к естествознанию, особенно к ботанике, занятиям которой он посвящал свободное время. Уже в VI классе реального училища Николай Скалозубов по собственной инициативе со своим близким товарищем осуществлял совместные экскурсии для наблюдения местной природы и собирания коллекций животных и растений. Любовь к природе, страсть к изучению и сбору растений осталась у него на всю жизнь. И это несмотря на то, что он с ранних лет познал нужду и много трудился.
ХОРОША СИБИРСКАЯ ПШЕНИЧКА…
Свои обязанности правительственного агронома в Тобольской губернии Н. Скалозубов начал с изучения обширного и очень разного во всех отношениях края. Широта его научных интересов просто поразительна – неслучайно современники характеризуют его как «научно и разносторонне образованного». В неординарной личности удачно сочетались ученый-теоретик и специалист- практик. Из множества научных тем, которыми он занимался, выделяются по важности и объему следующие: маслоделие, изучение крестьянских промыслов, почв, лесов, рыболовства Тобольской губернии, ботанические, энтомологические, этнографические и метеорологические исследования.
Особый интерес у ученого вызывали сорта местной пшеницы. Вот что писал Николай Лукич в 1901 г.: «В Тобольской губернии пшеница сеется всюду... за 1899 год находилось под пшеничными посевами 452650 десятин, и, по площади этой, в ряду 72 губерний и областей Российской Империи Тобольская губерния находится на 15 месте, а в Азиатской России – на 2-м. Но хотя пшеница играет в хозяйстве крестьян такое выдающееся значение, мы очень мало знакомы с качествами и типом этого хлебного зерна». Констатируя факт слабой изученности в России сортов зерновых вообще, Н. Скалозубов, несмотря на трудности научных исследований в далекой провинции, новизну дела, принялся за кропотливый труд – изучение этой самой сибирской пшеницы. Совместно с Курганским отделом Императорского Московского Общества Сельского Хозяйства он собрал в губернии 374 образца пшениц урожая 1898 года, в следующем году – еще 125 образцов, осуществил их описание и впервые в России, совместно с К. Фляксбергом, применил биометрический метод измерения пшеницы, позднее они опубликовали статью «Биометрические данные для пшеницы «усатки» из Тобольской губернии» (1909 г.).
Незадолго до своей смерти Скалозубов писал, что у него собрана «коллекция пшениц со всех концов России, а частию с запада и Америки... Чувствую себя в своей сфере: с утра до вечера разбираюсь в пшеницах...». В частности, в Кургане он занимался селекцией пшениц, овса, картофеля, кукурузы и проч., в чем достиг значительных результатов. Изучение Скалозубовым местных приемов хлебопашества и его результатов совмещалось с изучением местных почв.
Что касается громадных лесных пространств губернии, то они привлекали его прежде всего с точки зрения исследования леса как растительного сообщества и биологических свойств различных пород дерева. С помощью лесного ведомства он пытался добыть и нанести на карту сведения о северных и южных границах распространения сосны, ели, пихты, кедра… Большую настойчивость в защите лесного богатства проявлял Н.Л. Скалозубов будучи депутатом II и III Государственной Думы.
РАЗВИВАЯ ИНИЦИАТИВУ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ…
Изучая Тобольскую губернию во многих отношениях, решая практические задачи, Скалозубов активно сотрудничал с газетами и журналами. На основании данных, имевшихся в библиотеке Тобольского губернского музея, биографы насчитали 30 периодических изданий, в которых печатались труды ученого по самым разнообразным вопросам. Вот лишь некоторые из них: «Урожай хлебов в Тобольской губернии 1894 г.», «Сельское хозяйство в Тобольской губернии» (1895), «К каталогу коллекций, представленных из Тобольской губернии на Московскую (1895) и Нижегородскую (1896) выставки», «Отчет о работах по борьбе с кобылкою в 1895 г. в Тобольской губернии» (1895), «Маслоделие и условия крестьянского скотоводства в Курганском районе» (1898), «Народный календарь. Поверья, приметы о погоде и сроки сельско- хозяйственных работ у крестьян Тобольской губернии» (1898), «О свиноводстве в Тобольской губернии» (1906) и многие другие.
Скалозубов, однако, считал важным развитие инициативы и самодеятельности здешнего населения. Начиная свое дело в Тобольской губернии и не имея в подчинении помощников, Николай Лукич в осуществлении намеченных мероприятий опирался на «местные силы... Эти силы он и считал нужным вызвать к жизни.
«Без возбуждения самодеятельности населения, пишет он, никакая серьезная мера, имеющая в виду кровные интересы самого населения, успешно проведена быть не может. Отсутствие самодеятельности – это основной грех наш». Он верил, что преимущественно этим путем можно добиться распространения в народе технических знаний, лучшего и более справедливого устройства его жизни.
Центром «общегубернского объединения местных сил, могущих служить улучшению экономического и культурного состояния Тобольской губернии» Н. Скалозубов считал Тобольский губернский музей, который был неотделим от деятельности ученого-краеведа, его научных интересов. «Музей и его сотрудники – самое дорогое, что для меня осталось в Тобольске», – писал он за полтора года (1913) до своей смерти». Музей же в то время считался в известной степени созданием самого Скалозубова.
Развитие самодеятельности населения он видел и в других формах объединения. В связи с тем, что введение земства в Сибири откладывалось, правительственный агроном активно содействовал организации сельскохозяйственных обществ в губернии: Курганского (1897) и Ялуторовского (1903) Отделов Императорского Московского Общества Сельского Хозяйства; созданию кредитных обществ, артельных маслоделен и сыроварен, которые оказали большое влияние на развитие маслоделия не только в губернии, но и в Западной Сибири. За 10 лет (1895-1904) их количество достигло 118 и они поставляли около 13% всего экспортного русского масла.
Что касается родиноведения, то благодаря неутомимой и многогранной деятельности этого человека на территории Тобольской губернии в конце ХIХ века оно превратилось в сложное общественное явление, сущностью которого являлось комплексное изучение края с привлечением широкой публики (начиная от работников фабрик, священников, крестьян и до ученых) и распространение знаний о нем посредством организации в этих целях различных обществ, экскурсий и экспедиций. Сам же Тобольский губернский музей превратился в центр краеведческой работы с богатейшими коллекциями, предметами местной истории, природы (и проч.) и серьезными возможностями для их изу- чения и популяризации.
НА СНИМКЕ: портрет Николая Лукича Скалозубова, опубликованный в «Ежегоднике Тобольского губернского музея», (Тобольск, 1916 г., выпуск 27).
Тодор ВОИНСКИЙ
Автор выражает благодарность кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику НИИ Истории науки и техники Зауралья Тюменского государственного нефтегазового университета Дание Исламовой за содействие в подготовке этой статьи.