Первопроходцы
В 60–70-х годах прошлого века тысячи геологов-профессионалов со всей страны, энтузиастов, влюбленных в свое дело, приехали в Западную Сибирь и стали участниками грандиозных событий, связанных с освоением нефтегазовой целины.
Геология – это всегда путь в незнаемое, а потому геологи – люди особого склада. Всегда быть на переднем крае событий стало для них делом чести. Чем масштабнее и сложнее ставились задачи перед ними, чем невыполнимей казалось их решение, тем азартнее эти люди брались за их реализацию.
Геологи – не только подвижники и романтики, что всем известно по песням и стихам, они и прагматики до мозга костей. Редко еще где встретишь специалистов своего дела, более самостоятельных, а порой и дерзких в принятии решений, при этом не боящихся брать на себя ответственность, умеющих докапываться до самой сути вещей и доводить исполнение любой работы до совершенства.
На Ямал Анатолий Индекович Ким вместе с женой, Ольгой Александровной, и двумя маленькими детьми – Толей и Славой приехал из Сургута в июне 1970 года. Трест «Обьнефтегазразведка», в котором он работал начальником геологического отдела, расформировали – в ту пору в моде были реорганизации, и Анатолия Индековича направили главным геологом в Ямальскую нефтегазоразведочную экспедицию. Так и оказались они в поселке Мыс-Каменный Ямальского района, на берегу Обской губы – чуть ли не на краю земли.
За время его работы главным геологом экспедиции были открыты Нурминское и Средне-Ямальское месторождения. В октябре 1971 года первой пробуренной скважиной было открыто уникальное Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение. Анатолий Индекович очень дорожит памятным знаком «Первооткрыватель месторождения», который ему, в числе других геологоразведчиков, вручили за это открытие.
Точку для первой скважины на Харасавэйском месторождении забили они с Салмановым еще в начале 70-х, когда Фарман Курбанович, в то время главный геолог Главтюменьгеологии, и Юрий Григорьевич Эрвье, начальник главка, прилетели на полуостров Ямал. Позже буровая бригада мастера Александра Пугачева прилетела сюда с Мыс-Каменного и пробурила первую скважину. Этому есть документальное свидетельство – акт о заложении скважины на Харасавэйском месторождении.
Анатолий Индекович до сих пор помнит, как Эрвье, прохаживаясь по берегу Карского моря, делился мыслями по поводу создания здесь базы геологоразведочной экспедиции нового типа, в основу организации которой будет положен вахтово-экспедиционный метод работы. И такая экспедиция – Карская нефтегазоразведочная – была образована.
Геологоразведчики Ямальской НГРЭ выходили и на Малыгинское месторождение, расположенное на 72-й широте полуострова Ямал, где главный геолог экспедиции Ким отбил точку для бурения. С Мыс- Каменного по тундре до берега Карского моря – пятьсот километров пути – на тракторных санях завезли необходимые материалы, но бурить по разным причинам не смогли. Открытие месторождения произошло в 1986 году, уже после ухода Анатолия Индековича из Ямальской экспедиции.
Пять лет он руководил тематической экспедицией треста «Арктикморнефтегазразведка» в Мурманске. Работали на шельфе Баренцева и Карского морей. Под его руководством была подготовлена схема тектонического и нефтегазогеологического районирования, где особо выделены перспективные на нефть и газ объекты, спрогнозировано открытие Штокмановского месторождения.
В 1984 году Анатолий Индекович приехал на юг Ямала и 17 лет проработал главным геологом Ноябрьского нефтегазоразведочного предприятия. За эти годы были открыты десятки месторождений нефти, среди которых крупные Западно- Суторминское, Сугмутское, Романовское, Спорышское, Западно-Ноябрьское, Средне -Ит урс ко е , Южно-Пямалияхское. Территория действий ноябрьских разведчиков недр составляла 70 тысяч квадратных километров.
До начала 90-х годов предприятие в статусе нефтегазоразведочной экспедиции входило в состав объединения «Обьнефтегазгеология», которое с мая 1978 года – даты образования Ноябрьской НГРЭ – оказывало ее коллективу действенную помощь. К сожалению, со временем связь с головным подразделением, которое базировалось в другом округе, заметно ослабла. В 1992 году Ноябрьское НГРП вошло в состав объединения «Ноябрьскнефтегаз». С тех пор название предприятия не раз менялось, но и по сей день геологоразведчики Ноябрьска профессионально и ответственно решают производственные задачи – в лучших традициях ветеранов.
В Ноябрьске работа у Анатолия Индековича шла плодотворно, у них сложился крепкий творческий тандем с директором предприятия Ярославом Казимировичем Кмитой – очень грамотным, знающим руководителем, честным, порядочным человеком. Когда острота ситуации требовала от директора принятия неординарных решений, он брал на себя смелость нарушать параграфы инструкций, сковывающих творческую инициативу, мешающих работать максимально эффективно. Ким считает, что геология на предприятии – это наука на стыке с производством, задача которой экономически эффективно снизить элемент неопределенности в геологоразведке.
Когда закладывается новая скважина – это всегда риск, стопроцентной гарантии, что бурение подтвердит прогноз главного геолога, никогда нет. Вот и гадает он в тревожном ожидании, весь на нервы изойдет, пока не будет известен результат. Если сработали «по нулям», готовься к нагоняю от начальства, если все прошло, как и планировал, получен положительный результат – гора с плеч. И так – год за годом, на каждом месторождении.
Буровики любят повторять: «Нефть – на кончике долота». Ким всегда считал и считает, что открытие месторождений нефти и газа начинается в голове геолога. При этом он должен знать не только свою, геологическую, науку, но и постараться как можно глубже изучить сейсмику, каротаж, гидродинамику. Иначе вряд ли отыщешь нефть, а то и открытый фонтан можно получить.
Когда шла борьба умозаключений и каждый отстаивал свою точку зрения, Анатолию Индековичу не раз приходилось брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения, чтобы потом делом доказывать свою правоту. Получив положительный результат, что было главной оценкой его работы, чувствовал удовлетворение от хорошо выполненного дела.
В 2001 году Анатолий Индекович Ким, в должности заместителя генерального директора компании Сибнефть по геологии, летал на Чукотку, где была пробурена единственная, но очень глубокая разведочная скважина на берегу Тихого океана. В дальнейшем здесь пробурили эксплуатационные скважины, проложили газопровод, и в столицу Чукотки, Анадырь, пришел газ. Так что А. И. Ким – единственный геолог из прежнего состава легендарной Главтюменьгеологии, кому довелось поработать на всех полярных полуостровах страны: Кольском, Ямальском и Чукотском.
С 2006 года Анатолий Индекович и Ольга Александровна живут в Тюмени. Жена все годы была рядом с ним: работала экономистом на тех предприятиях, куда его направляли, обеспечивала крепкий тыл, занимаясь домом, воспитанием детей. Муж порой сутками пропадал на буровых, а она его терпеливо ждала. В трудовых достижениях геолога А. И. Кима, отмеченных высокими наградами страны – орденами «Знак Почета», «Дружбы народов», медалями, по праву есть доля и ее участия.
В октябре 2012 года Анатолия Индековича пригласили на торжества, посвященные пуску Бованенковского месторождения. Пуском руководил Президент России Владимир Путин из своей резиденции в Ново- Огарево, современные технологии это позволяют.
Ветерана ямальской геологоразведки поразило, насколько преобразились эти места: построены железная дорога с самым протяженным за Полярным кругом мостом, аэропорт, автодороги, электростанции. Ни одна страна в мире ничего подобного не строила в арктических широтах.
Эксплуатационное бурение на месторождении ведется суперсовременными отечественными буровыми установками пятого поколения. Особо отметил Ким комфортные условия, в которых будут работать газодобытчики. В начале 70-х годов таких условий и представить было нельзя: в сравнении с сегодняшним днем жили и работали, как в первобытные времена.
Не каждому в жизни выпадают честь и счастье участвовать в открытии на карте родины новых месторождений, которые уже не одно десятилетие являются основой экономического благополучия государства, и еще долго будут служить людям. У Анатолия Индековича Кима есть в душе чувство удовлетворения от проделанной хорошо, на совесть, работы, достойно исполненного долга перед страной.
Евгений ТАРАСОВ /фото автора/