Кумиры экрана
Она относится к числу актрис, которых называют элитарными. Рядом с ней невозможно некорректно шутить, говорить глупости. Многие коллеги признавались, что около нее хочется распрямить спину, подтянуться, проверить, все ли в порядке с внешним видом. И никогда не возникает мысли перейти на ты. Она живет в своем мире и очень мало кого туда допускает. Сегодня народной артистке России Алле Демидовой исполнилось 80 лет.
Говорить о возрасте женщины, тем более актрисы, не принято. Но это как раз тот случай, когда закрытая Демидова не скрывает прожитых лет. Натура она сложная, это проявляется и в жизни, и в творчестве. Для большого искусства одного таланта мало, нужна индивидуальность, богатый внутренний мир, знание психологии человеческих отношений. Она обладает всем этим в полной мере. А еще – желанием и умением проникать в саму суть предметов, незаурядным литературным талантом. Демидовой написано несколько книг. И это не типичные актерские мемуары, а размышления об искусстве в целом, актерской профессии, в частности, и лишь немного о себе. Все, что захотела, она написала. А то, чего не рассказала, очевидно, уже никто не узнает. И даже самые отъявленные сплетники не могут отыскать никакого компромата.
С детства Алла Демидова вела дневник. В нем девочка из семьи, не имевшей никакого отношения к искусству, написала: «Буду великой актрисой». И тут же пояснила: «Актерская профессия позволяет оказаться в любом времени. Сегодня ты – английская королева, завтра – простая крестьянка. Ты можешь по-настоящему пережить любовь, ревность, стыд, разочарование чрез великие творения и великие роли». Тем не менее сначала Алла поступила в МГУ, на факультет уж точно далекий от искусства. Она изучала политэкономию. О чем ничуть не жалеет. Серьезное образование потом не раз помогало на сцене и в кино, ведь там преподавали и философию, и психологию. Был отличный студенческий театр, которым руководил Ролан Быков. Правда, она осмелилась прийти туда только на третьем курсе. И втянулась, окончательно поняв, что это ее призвание. Потом решилась и поступила в Щукинское училище, где и состоялась ее судьбоносная встреча с Юрием Любимовым.
Она вспоминала, как он пришел к ним на курс ставить спектакль «Добрый человек из Сезуана». Эта постановка всколыхнула всю театральную общественность. Из нее и родился знаменитый на всю страну Театр на Таганке, куда и ночью выстраивались очереди, чтобы утром или днем купить заветный билет. Тридцать лет Алла Демидова была здесь примой. А потом уволилась, заявив, что там утратилась сама суть искусства, преемственность поколений. Но в отличие от своих коллег, всегда говорила, что Юрий Любимов и Анатолий Эфрос – главные режиссеры в ее жизни.
Спектр ролей Аллы Демидовой впечатляет. Она играла все – от Островского до Брехта, в классике и современности – как, к примеру, «Антимиры» Андрея Вознесенского. Была одной из любимых партнерш Владимира Высоцкого. И даже уйдя из театра на Таганке, не остановилась на достигнутом, постоянно поднимая планку. Ее спектакли шли по всему миру – от Европы до Южной Америки. В Дельфах она играла «Медею» в античном амфитеатре без микрофона для семи тысяч зрителей. Она постоянно экспериментирует, что-то придумывает, не позволяя рутине взять верх над искусством.
Ее театральная слава сильно затмевала кинематографическую, хотя снималась Демидова много, особенно в 60-70-х годах. После выхода ленты «Дневные звезды» Ольги Бергольц стала узнаваемой. Ей очень точно удалось создать образ женщины на войне, которая не забыла о своем истинном предназначении. Конкретную частную судьбу и поэта в целом. Критики захлебывались от восторга, видя умение актрисы быть разной. Писали, что ее лицо словно холст, на нем можно сотворить что угодно. Но главное, Демидова умудрялась проникать в самую суть героинь, став уже не Аллой Сергеевной, а той женщиной, которую играла. Широкому зрителю она известна по роли коварной герцогини Мальборо в костюмной картине «Стакан воды». Ее довольно часто повторяют по телевидению, и она всегда собирает аудиторию.
И все же Демидова считает себя в первую очередь театральной актрисой. Она дает мастер- классы по всему миру, правда, все больше разочаровывается в молодежи, когда во главу актерской профессии поставили деньги и славу, а не поиск искусства. Ее комментарии всегда точны, а решения бескомпромиссны. «Если в зале нет ни одного одухотворенного лица, ради которого стоит играть, – уходи», – довольно резко отозвалась она о театральной Москве 90-х. И рада, что сейчас чуть-чуть, но переменилась к лучшему.
Юлия КОНКИНА