"Смерть, где твоё жало?"

Духовные скрепы

В воскресенье была на литургии в тюменском храме Дмитрия Донского. Отец Николай Сушков после службы обратился к прихожанам с проповедью о любви. 

Тему выбрал не случайно. На 18 сентября приходится день перенесения мощей благоверных Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. А потому священник от истории о любви муромской четы, впоследствии принявшей монашество, перешел к сегодняшним семейным ценностям. 

Всегда надо стремиться любить так, чтобы это состояние стало соработничеством, сотворчеством с любимым и в конечном счете вершиной горы под названием «семья», но никак не потребностью во второй половинке, обозначением своих условий к ней. Да и как вообще любовь может выдвигать требования? Представьте, если бы тот же Петр высказывал претензии своей жене. Или же она начала «лепить» из мужа идеал. Тогда святые попросту не стали бы святыми. И не было бы у нас образца подражания в любви. 

Монашествующие супруги по милости Господа умерли в  один  день и – единственные в православном мире –  были похоронены в одном гробу. Вспоминаются в связи с этим слова пророка Осии: «Смерть, где твоё жало?». Где сейчас встретите вы такую любовь? Где ощутите размах ее крыльев? Разве что в книгах. А в жизни если Бог дает супружеское счастье, бережно хранит семья свою любовь от чужих глаз. Зародыш любви, сам того не зная, питается от божественного организма, растет, развивается. И когда-нибудь обязательно будет плод. Любовь как предвестник чего- то высшего – дыхание осени. За земным непременно следует неземное. Но в обществе утрачено это чувство, а точнее, мы относимся к нему, словно к некоему рудименту. Крепкому союзу сердец предпочитаем сожительство. И даже гражданский брак в этом контексте рассматривается как долгосрочный договор сторон. Любовь обесценивается или, того хуже, – оскотинивается, извращается донельзя. А извращенная добродетель, как известно, суть сам грех. 

Есть такое точное выражение деградации любви: «любовная лодка разбилась о семейный быт». Не правда ли, знакомая картина, когда бывшие возлюбленные ставят превыше всего личные амбиции? Эйфория быстро проходит. И под звуки кастрюль и перебранки нарушается гармония любви. В таком случае возникает вопрос: а была ли она? Может, это просто иллюзия? И за любовь принималось лишь жалкое ее подобие – влюбленность? «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов», – сказано в послании апостола Павла к Галатам (6.2). Вот лакмусовая бумажка любви! Не только в радости, но и в горе быть вместе. Подставлять свою спину под непосильную ношу шагающего рядом. 

Впрочем, любовь вмещает и большее. Она вообще безмерна и полна благодати, изливает свет на все и вся. Вот почему не вышедшая замуж старушка молится за жениха, полвека назад не вернувшегося с войны. Мать прощает сына, который ее предал. Разведенка помогает семье бывшего благоверного. А безбожник уходит в монастырь вслед за той, кого любит. В нашем роду из уст в уста передается предание о том, что мой предок в четвертом колене Никита бросил жену с малыми детьми и женился на прапрабабушке Пелагее. Когда его посадили в острог, Пелагея с бывшей женой носили ему передачи. А после смерти Никиты породнились. Так изменяет людей сила любви! Только когда любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает» (послание ап. Павла к Коринфянам), можно говорить о ее божественной природе. Любовь, как верно заметил известный российский миссионер протоиерей Андрей Ткачев, всегда жертва. Она уносит людей на крыльях на Крест. Попранного делает героем. Во имя любви к ближним мы защищаем Родину. Во имя любви ко Христу восходим по ступенькам на Голгофу. И очищаемся от скверны. Смерть, где твое жало? 

Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ 


29196