Прогулки по городу
В Тюмени на улице Хохрякова (бывшей Успенской) стоит деревянный дом-долгожитель
Местоположение вблизи Центральной площади зданию «на руку»: прохожие обращают внимание на старинный особняк. И мы, пожалуй, начнем о нем свой рассказ…
Карьерный рост и слава
…Андриан Егорович Хохряков с завидным постоянством, будто заговоренный, имел выручку от кожевенного товара. Впрочем, секрета в этом никакого не было. Качество отменное, вот и не скупился покупатель выложить за товар свои кровные.
У Андриана была большая семья. Один из его сыновей, Порфирий, парень толковый и рукастый, решил выстроить усадьбу на краю Базарной площади. Для коммерции и жительства удобно. Так появились два дома: деревянный и рядом с ним каменный, а еще конюшня, баня, каретная…
В конце XIX века добротная усадьба принадлежала купцу Александру Ивановичу Михалеву. Его фирма с 1883 года оптом и в розницу торговала «рыбными, хлебными товарами и кедровыми орехами». Собственные промыслы Михалев имел в разных местах Тобольской губернии, а торговлю вел в разных городах России.
Чтобы узнать купеческую историю, я пришла в государственный архив Тюменской области, сделала заказ на журналы и протоколы городской Думы.
– Кем на сей раз заинтересовались? – спросила меня Наталья Леонидовна Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов.
– Михалевым…
– Мы эту фамилию хорошо запомнили, – улыбнулась Наталья Леонидовна. – Когда делали опись документов, напечатали: «работорговец». Конечно, увидев смешную опечатку, исправили.
С легкой руки Н. Л. Галян без особого затруднения удалось прочесть и рукописные документы 1888,1894 годов, и напечатанные с помощью пишущей машинки. Фамилия Михалева не раз мелькала в думских записях. Из фрагментов, отдельных фактов складывалось представление о человеке респектабельном и предприимчивом. Судите сами: «Тюменский купец А. И. Михалев и тюменские мещане Н. В. Балин и А. В. Неверов, каждый отдельным заявлением, просят отдать им в аренду место на Хлебной площади под постройку лавок согласно представленным им планам». Дума удовлетворила просьбу, при этом указала на соблюдение условий: плата составит 2 р. за кв. сажень, аренда на 10 лет, но если городу понадобится место, то его немедля освободить. (Из протокола Думы 1894 г.).
На 27-м собрании Думы 1900 года баллотировались в члены комитета Владимирского сиропитательного заведения купцы, в их числе значится А. И. Михалев, набравший 14 избирательных баллов из 16. Это говорит о его авторитете среди коллег по коммерции и участии в благотворительности. В том же году на 36-м собрании Думы г-н Михалев закрытой баллотировкой, получив 16 баллов из 17, был избран членом присутствия по квартирному налогу.
В 1902 году Михалев ходатайствовал перед Думой «об отводе ему места под постройку лавок на Ярмарочной площади, с правом устройства погреба под ней. «Так как это место ранее заявлял желание арендовать купец А. П. Россошных, то правильнее бы назначить на отдачу просимого г. Михалевым места торги, – докладывала управа гордуме. – Что же касается арендной платы, то торги начинать с 2 р. за сажень, срок аренды на 8 лет, по истечении которых устраиваемая лавка должна поступить в пользу города». Собрание гласных (депутатов) выслушало предложение управы и решило отдать просимое место с торгов с платою от 3-х рублей за кв. сажень в год. Ну, раз есть спрос, логично поднять цену, тем более что деньги шли в городскую казну. Александр Иванович, впрочем, не особо тому был рад: опередил его конкурент, тоже «рыбный король» и тезка Александр Павлович Россошных.
Год от года Михалев набирал авторитет, если бы ловчил в торговле или задирал цену, или еще того хуже – продавал «рыбу второй свежести», не стали бы его избирать на различные общественные должности. В 1907 году собрание Думы «постановило считать избранным на четырехлетие с 1 января 1907 года в члены Учетного комитета отделения Тюменского городского общественного банка Михалева Александра Ивановича» (в списке немало и других предложенных кандидатур). Кому выдать кредит, кому отказать – решал этот комитет. Должность немаленькая.
Михалев не раз избирался в гласные Думы, работал в комиссиях по изысканию источников городских доходов, по введению ночных уличных караулов, по разработке правил для обеспечения отдыха служащих, по обсуждению обустройства Базарной площади, он также был церковным старостой церкви сиропитательного заведения. За общественные заслуги был пожалован большой золотой и серебряной медалями.
Почему у соседа дешевле?
Деньги, говорят, любят счет. Состоятельные граждане хоть нужду и не испытывали, но экономили. А как иначе? Не будешь рачительным, капитала не скопишь. Русская пословица о том же говорит: «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит». В 1911 году Думой рассматривался вопрос, поднятый Михалевым, о понижении им оплаты за пользование водопроводной водой с 75 рублей до 50 в год. Он просил обратить внимание на обстоятельство, что на его усадебном месте никаких промышленных заведений не имеется и водою он пользуется для домовой надобности. Михалев также указал на несправедливость, что с дома, где помещается квартира Джонса, берется плата 50 рублей в год. Дума сослалась на свое постановление от 1910 года, в котором разрешила Джонсу и Михалеву провести своим счетом в дома Капитановой водопровод от магистрали, идущей на электростанцию, с назначением платы с дома, где помещается квартира Джонса, – 50 рублей, с дома, где квартира Михалева, – 75 рублей. Михалев и в 1910 году просил уменьшить плату, ссылаясь, что у соседа она меньше и «что в его доме промывка рыбы давно уже не производится, мытье происходит на заимке, где имеется колодец». Но ходатайство его отклонили «ввиду обширности хозяйства Михалева, у него должно быть значительное потребление воды».
А кто такой Джонс? Иван Васильевич Джонс (конечно, настоящее имя звучало иначе) – британский подданный, соучредитель Тюменской электрической станции. На его дочери был женат сын архитектора Чакина – Павел Константинович. Интересно, поссорились ли из-за этой разницы в оплате господа? Как знать…
Г-н Михалев вынужден был считать денежки и экономить, в начале XX века он затеял строительство еще одного дома. Это сохранившийся нарядный кирпичный дом с балконами возле ЦУМа. Но случилась революция. В 1918 году на купца I гильдии Михалева была наложена контрибуция…
Держи язык за зубами
Тюменец, доктор исторических наук Анатолий Кононенко приводит любопытный факт, связанный с усадьбой «рыбного короля»: «12 марта 1918 года после окончания демонстрации, посвященной годовщине революции, красногвардейцы задержали излишне любопытного и болтливого поручика Заболотского, который пояснил, что служит у проживающего в Тюмени бывшего премьер-министра Российской республики князя Г. Е. Львова. По приказу «военного комиссара Северного района и Западной Сибири» А. В. Голицын и Н. С. Лопухин были задержаны, а на квартире Писаревой, тетки князя Львова, была оставлена засада. Засада на квартире была обнаружена Г. Е. Львовым, который попытался скрыться, однако был настигнут матросами, использовавшими для этой цели пролетку. Господа, проживающие инкогнито, были задержаны и доставлены в Екатеринбург. Квартира Писаревой была в доме Михалева».
В советское и нынешнее время
Усадьба рыботорговца за столько лет повидала многих постояльцев и немало различных организаций. В бывшем флигеле на втором этаже жил отец Валериана Куйбышева, военачальника и государственного партийного деятеля. Обитала семья известного художника Александра Митинского.
После здание в разные годы занимали райисполком, гидрометеобюро. Памятник деревянного зодчества (ул. Хохрякова, 53а) несколько раз горел, но его сразу же восстанавливали. Он выглядит подобающе благодаря добропорядочному в отношении к культурному наследию города собственнику. Дизайнеры постарались приблизить интерьер здания к времени его рождения. На стенах – фотографии старой Тюмени, работы художника Александра Митинского. В 2005 году на II региональном конкурсе «Архитектура и дизайн» авторы этого проекта Нина Загребина, Светлана Щемелинина и Елена Григорьева получили Гран-при.
В каменном особняке (ул. Хохрякова, 53) – в советское время его называли «радиодомом» – располагался комитет по телевидению и радиовещанию, отсюда журналисты вели свои передачи, потом переехали на улицу Пермякова. Дом пребывает в здравии и смотрится вполне достойно.
Вот такой сокровищницей в копилке историй городской жизни оказалась усадьба рыботорговца Михалева.
На снимке: бывший дом известного тюменского коммерсанта, «рыбного короля» Михалева.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/