Вопреки
Конечно, Лёша не Пушкин, но всё равно хочется иногда воскликнуть: «Ай да Боровиков!»
…Я продолжаю путь преодоления
Дорогой, что судьбой моей зовется.
Встречаю горе, радость, сожаление
И ту любовь, что греет, словно солнце…
Есть старый, избитый медицинский факт, о котором говорят всегда, когда речь заходит о зрении: оно даёт человеку 80 процентов информации об окружающем мире. От частоты упоминания актуальность сего не теряется: прожить без глаз очень и очень сложно.
К сожалению, людей, очутившихся в полной темноте по злой прихоти судьбы, предостаточно – болезни, травмы, нагрузка от гаджетов и врачебные ошибки делают своё чёрное дело. В итоге каждые пять секунд слепнет один взрослый землянин, а каждую минуту погружается во мрак ребёнок.
Остальным этих несчастных понять почти невозможно: каково это всю жизнь блуждать впотьмах, спотыкаясь и ощупывая стены, брести в неизвестность? Страшно? Больно? Тревожно? Не помешало бы каждому человеку хоть на сутки, а лучше на недельку стать слепым. Очень бы доходчиво получилось.
В незавидной категории так называемых «тотальников» (это те, кто не видит совсем) ни много ни мало – 39 миллионов обитателей планеты, при этом чуть ли не 800 тысяч из них являются россиянами. Такие данные можно найти в глобальной паутине – специалисты умножили численность населения России на средний по планете процент незрячих.
Правда, всероссийское общество слепых приводит другие цифры о числе своих членов. Согласно этой информации всего 103 тысячи жителей нашей страны не смогут сказать ничего о том, как выглядит сегодня небо, или насколько им нравится осеннее убранство деревьев. Ещё как минимум 218 тысяч граждан являются инвалидами по зрению: кто-то вместо человека видит темное пятно, другие определяют, в какой стороне свет – в каждом отдельном случае все индивидуально.
Очевидно, что многие россияне, испытывающие трудности со зрением, почему-то не хотят вступать ни в какие объединения. Стесняются? Считают бесполезным? Ялуторовчанин Алексей Боровиков статистику не портит.
Будем знакомы, или Кулинария в темноте
Детский крик, разорвавший морозную тишину второй ночи нового, 1991-го года, никакой беды не сулил – малыш был здоров. По крайней мере, внешне. Врожденная атрофия зрительного нерва, ставшая проклятьем на всю Лёшину жизнь, заявила о себе много позже.
Алексей Боровиков даже узнал, что такое 1 сентября в школе села Ярково, бросить которую пришлось через полгода. Жутко, наверное, было первокласснику, переставшему видеть букварь. К счастью, у родителей мальчишки хватило мудрости не сюсюкать над сынишкой, как очень часто бывает в случае незрячих детей, а настойчиво и последовательно готовить его к самостоятельной жизни – жаль, но папа и мама не- вечны.
Когда поняли, что своих знаний мало (а у кого их много?), отправили парня в Ялуторовскую школу-интернат (вот у кого много), которая, по собственному признанию Алексея, стала для него вторым домом. Уже много лет здесь разрушают миф о бытовом бессилии инвалидов по зрению. Юноши и девушки, закончившие обучение, умеют все: готовить рагу, делать стрелки на брюках, пылесосить... И все это в кромешной темноте.
В жизни незрячих много секретов, о которых непосвященным не догадаться. Вопрос: как вдеть нитку в иголку, когда ничего не видишь? Ответ: использовать автоматический нитковдеватель – спасибо прогрессу. Вопрос: как различить цвета одежды, чтобы не перепутать белое с цветным при стирке, да и просто нормально одеться? Ответ: пришить к одежде специальные нашивки, обозначающие тот или иной цвет. Вопрос: как пользоваться телефоном и компьютером? Ответ: применять специальные программы, озвучивающие все действия.
Таких вопросов и ответов для слепых ялуторовские «разрушители мифов» знают множество. Потому о своих педагогах Алексей отзывается с особым теплом. Их опыт, его любознательность и настойчивость, сплюсованные в бесконечном уравнении жизни, дают нужную сумму – независимость.
Слепой волшебник
Темнота не обрушилась на Лешу внезапно, как бывает, например, при травмах. Болезнь, словно упражняясь в коварстве, развивалась постепенно. Если до семи лет он наравне со сверстниками мог различать цвета и читать обычные книги, то к сегодняшнему дню в активе осталось лишь световосприятие – термин из медицинских отчетов.
Впрочем, даже эта привычная для здорового человека малость несказанно радует парня, ведь многие его товарищи лишены и этого. Он знает, когда наступает утро, видит солнце, в крайнем случае, разглядит и свет в конце тоннеля. А ещё в нём совершенно нет злости, нет обиды на судьбу, какой ждёшь от каждого инвалида. Их место заняло понимание: природа милосердна, отобрав одно, она обязательно даёт что-то взамен. В случае Алексея этой «компенсацией» стал поэтический дар.
Когда-то его невозможно было заставить не то что писать стихи, но даже выучить наизусть несколько зарифмованных строчек, а сейчас он – автор нескольких изданных книжек, триумфатор многих литературных конкурсов, в том числе и общенациональных. На вопрос, как начал писать, когда произошло не реальное, но творческое прозрение, кратко отвечает: «Первая любовь», – и замолкает. Видимо, какая-то тайна.
Каждое событие в жизни вызывает в его душе тайное движение, бередит сокровенные струны – происходит волшебство, и рождается Слово. Он полюбил сцену. Шутит, что готов доплачивать слушателям. К счастью, тратиться не надо – стихи, рассказы и миниатюры Алексея, которые он читает во время творческих встреч, и так суперпопулярны. Поэт объездил всю страну. Проживая в провинциальном сибирском городке, он успел побывать в Москве и Санкт-Петербурге, Пензе и Кургане, Екатеринбурге и Перми...
Невероятно, но факт: свои путешествия Алексей часто совершает в одиночку, вооружившись лишь одной белой тростью – верной подругой незрячих людей. Говорит, сложно и опасно, но интересно, не откажется. Многие осудят, назовут авантюристом, однако есть и в этом что-то магическое, правда? Как будто в руках не трость беспомощного инвалида, а жезл кудесника.
Описания таких автономных приключений, порой довольно едкие, составляют внушительную часть его творчества. А учитывая невероятно острый ум и внимательность Алексея, становится понятно, почему от чтения этих рассказов нельзя оторваться.
Обычно люди с инвалидностью, сумевшие достичь такого уровня независимости, с трудом принимают чужую помощь, считая, что она унижает их. Поэт Боровиков мудр. Вы можете подхватить его под руку и проводить до пункта назначения, получив в ответ не обиженное шипение, а искреннюю улыбку и слова благодарности. Но спросить, нужна ли Леше помощь, все-таки нужно. Не забудьте!
Про мечты и их исполнение
О чем мечтают слепые люди? Естественно, в первую очередь о возвращении зрения. Ездят по больницам и экстрасенсам, меняют одного врача за другим, обивают пороги властных кабинетов в поисках денег на операции и прочее, прочее, прочее. Для такой борьбы нужно немало сил, терпения и настойчивости.
А вот мужества принять неизбежное, смириться с трагедией и сделать следующий шаг хватает не у всех. У Леши Боровикова мужества на двоих – и это с его-то нежной душой поэта. Он знает, что восстановление зрения в его случае невозможно, и не терзает себя и родных пустыми надеждами, он просто идёт дальше.
Мечты Алексея более реальны: закончить образование, завести семью (дети – обязательное условие) и – трудно поверить при его-то проблемах – помогать другим. Альтруизм родился во время просмотра правовых шоу нулевых – помните «Час суда» с Астаховым? В полном соответствии со своим именем (Алексей с греческого - «защитник») воспитанник школы-интерната решил во что бы то ни стало получить юридическое образование и отстаивать права несправедливо обиженных.
Решил и делает. Мужчина. Ещё будучи подростком, Алексей принял участие в нескольких состязаниях по обществознанию, знанию законов, юриспруденции и так далее, за что опять же не устаёт благодарить своих педагогов. После выпуска из школы стал студентом юридического факультета Уральского института коммерции и права. Учиться непросто, но справляется. Помогают те самые «говорящие» гаджеты и тренированный ум – на слух нужно воспринимать и запоминать гигантский объём информации.
А ещё Алексей успел побывать в статусе члена общественной молодёжной палаты при Ялуторовской городской Думе и помощником уполномоченного по правам ребенка Тюменской области. На этом политическая карьера поэта не закончилась. Ныне он помощник одного из депутатов регионального парламента. Вот так.
Основное внимание, конечно, проблемам инвалидов. То инклюзивным образованием озаботится, то предложит создать особую «горячую линию». А ещё – в благодарность о былом – добился установки звукового светофора и обустройства тротуара у родной школы-интерната. Среди последних инициатив поправка к закону о труде инвалидов.
Суть предложения проста: надо сделать так, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями имели право встать на учёт в любом центре занятости страны и, соответственно, получить работу в том регионе, где им удобно. Что-то будет дальше? Поживём, увидим.
В случае большинства представителей животного мира потеря зрения означает одно – гибель, но человеку, лишившемуся возможности видеть, продолжать существование помогает общество. По крайней мере, так должно быть. Давайте, как и Алексей Боровиков, не забывать о своём высшем назначении – быть людьми.
Алексей КУЗНЕЦОВ