Выставка
Крест на крест, стежок за стежком ложатся нити, послушные ловкой игле, – для отрады глаз, для тихого отдохновения души, без тщеславных помыслов о внимании коллекционеров, ученых и музейных работников лет этак 50 или 100 спустя... Но пришел срок, и вслед за привычными уже выставками современных мастериц Галерея традиционных промыслов и ремесел при Тюменском музее изобразительных искусств представила ретроспективный взгляд на домашнее рукоделие – экспозицию "Поэзия вышивки прошлого", основу которой составили произведения из собрания Оксаны Лузан.
Она работает экономистом, живет в Москве, но по-прежнему считает себя сибирячкой – здесь остались родные и друзья, здесь прошли первые показы ее коллекции. Оксана благодарна Надежде Проскуряковой – директору ишимского культурного центра им. Ершова: "Она вдохнула в меня уверенность в том, что такие выставки надо делать". После Ишима "Поэзия вышивки прошлого" побывала в Омске, а из Тюмени отправится в Ялуторовск.
В семье Оксаны Лузан все женщины занимались шитьем и вышиванием – прабабушки, бабушки, мама, тетя, сестры... и даже младшее поколение, сплошь мальчишки, приобщилось к общей страсти. Она и сама пробовала вышивать крестиком – и всегда, с самого детства, любила "ковыряться с тряпочками". Теперь ей трудно вспомнить, в какой момент "тряпочки" превратились в коллекцию. Возможно, когда к вышивкам родных и близких стали добавляться изделия посторонних людей, искавших, кому бы отдать то, что выбросить жалко, а хранить не хочется. Или когда она начала делать покупки на блошиных рынках и в антикварных магазинах. А может, когда пришла к осознанию того, что эти вещи – отражение истории и важно знать, кем и в каком году они созданы?
Поначалу она не спрашивала. И теперь жалеет об упущенном времени. А еще о том, что вышивальщицы, в отличие от художников, не подписывают свои творения. Лишь раз ей попалась работа, на которой значилось: "Август 1954 года". Если бы к дате еще фамилию и имя... Среди коллекционеров любителей вышивки немного. Профессиональные оценщики разводят руками, не зная, как подступиться к необычному материалу. Для живописи критерии и методы оценки давно разработаны, а тут – сплошная неизвестность. Что не мешает магазинам назначать отдельным работам весьма серьезные цены. К примеру, есть на выставке вышитый пейзаж – вид на Московский Кремль. "Мы за-
шли в Интернет и на одном из сайтов увидели такую же картину стоимостью около 50 тысяч рублей", – рассказывает руководитель центра прикладного творчества и ремесел Лариса Чуфистова. Впрочем, Оксане Лузан везет: чаще всего новые экспонаты достаются ей бесплатно: "Я даже не знаю людей, которые посылают мне вышивки, передают через кого-то или дарят. Не знаю, как они обо мне узнают. Сначала я их искала, а теперь они меня находят. Такая компенсация за мой многолетний труд".
Порой случается покупать вещи со свалок – их добывают бездом-ные и через вторые-третьи руки продают в магазины. Грязные, вонючие приобретения приходится отстирывать, приводить в порядок, реставрировать. Отвращения собирательница не испытывает, скорее наоборот, ей нравится возрождать к жизни старые вещи. "Когда я работаю с вышивкой, то, кажется, чувствую тепло рук женщины, которая ее создала, представляю себе, где эта женщина жила, почему у нее такие нитки, почему она такую гамму выбрала. Может быть, у нее не было денег... Взгляните на портрет Пушкина. У него один лацкан сюртука черный, а на второй, видимо, не хватило черных ниток, он какой-то темно-серый. Я думаю: ей, бедной, не хватило черного цвета, но она все равно этого Пушкина вышила".
Портреты классиков – особый раздел вышитой коллекции. Толстой, Горький, Маяковский, пятеро Пушкиных – каждый со своим характером... Рядом – репродукции картин, с которых создавались схемы для вышивания. Выставка дополнена экспонатами из фондов тюменского музейного комплекса и старинными вещами, которыми поделились с галереей жители Тюмени. Швейные машинки, ножницы, наперстки, мотки ниток, книги, пожелтевшие схемы для вышивания, потрепанные журналы мод органично дополняют вышитую "картинную галерею", в которой немало "копий" известных классических полотен. Мы узнаем "Утро в сосновом бору" Шишкина, "Охотников на привале" Перова, "Детей, бегущих от грозы" Маковского, "Аленушку", "Трех богатырей" и "Ивана-царевича на Сером Волке" Васнецова, "Лунную ночь" Крамского... Мастерицы любили вышивать сказочные сюжеты, детей, животных и птиц, пейзажи, лирические и пасторальные сцены. И, конечно, цветы. У входа в галерею разбит красочный вышитый цветник – сочные розы и маки перекликаются с тюменскими коврами из постоянной экспозиции галереи.
В коллекции Оксаны Лузан около сотни работ конца XIX – первой половины XX века. Приблизительное время создания каждой из них указано на этикетке, но часто и без этого по темам и сюжетам, по качеству ниток, разнообразию и яркости цветов можно угадать, к какому периоду относится картина. В дореволюционных произведениях больше деталей, оттенков и изящества. Вышивки первых советских десятилетий зачастую или ядовито ярки и предельно упрощены, или бледны до того, что объекты сливаются друг с другом. Пейзаж 1944 года отличают ясные, естественные краски... "Стоит только представить, как вышивальщица буквально вплетала в вышивку свои слезы, ожидая с войны мужа, сына или отца". 50-е годы, полные жажды мира и счастья, принесли взрыв цвета, изобилие сюжетов, а трофейные схемы добавили мотивы, не свойственные советской идеологии: например, одна из вышитых картин изображает встречу библейских персонажей – Иакова и Рахили, другая воспроизводит чувственную картину "Ромео и Джульетта" немецкого живописца XIX века Карла Фердинанда Зона.
Собирательница очарована техникой исполнения вышивок прошлых лет по льну и хлопку, ситцу и сатину, шерсти, поплину, сарже, шелку, бархату. Для вышивания крестиком эти ткани не приспособлены. Поэтому на них закрепляли специальную редкую канву с заметными "окошечками" между попарно переплетенными нитями. Иголка входила в "окошечко", прокалывала основную ткань и возвращалась обратно через другое "окошечко". Казалось бы просто и удобно, но при этом неопытная мастерица могла захватить слишком мало или слишком много ткани, из-за чего крестики получались неровными. И это не все, закончив вышивку, надо было выдернуть все нити канвы по одной... Оксана Лузан попробовала, но отступилась – слишком сложно и трудоемко, слишком тяжело добиться достойного результата. Однако возвращаться к вышивке по современной канве показалось уже неинтересным. Поэтому она решила остаться восхищенным ценителем, чье собрание, возможно, вдохновит более опытных и усидчивых рукодельниц освоить умения наших прабабушек.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/