Тюмень не сразу строилась

Далёкое – близкое

…Хорошо помню Тюмень 1947 года, когда я поступил в седьмой класс мужской школы № 25. Это был уютный провинциальный городок с населением около 80 тыс. чел. Там, где сейчас проходит ул. Холодильная, раньше была окраина. Единственная асфальтированная улица –  Первомайская, по которой мы с друзьями гоняли на велосипедах. 

Событием для города были футбольные матчи, когда местная команда «Динамо» встречалась с соперниками. Казалось, что чуть ли не все мужское население Тюмени заполняло стадион и песни типа «Эй, вратарь, готовься к бою»  слышны были далеко за его пределами. По вечерам в городском саду играл духовой оркестр, где желающие вальсировали, а по-
одаль над столиками склоняли головы шахматисты. 

Незаметно пролетели школьные годы. И вот  последний звонок. Кстати, деньги на выпускной вечер мы зарабатывали сами на разгрузке барж. Это сегодня платят родители, тогда же многие семьи не имели такой возможности. Встал вопрос: куда пойти учиться дальше? Надо сказать, что в то лето я побывал в качестве туриста в Ильменском минералогическом заповеднике Челябинской области. Здесь были открыты уникальные пегматитовые жилы, в которых находят минералы: ильменит, флюорит, горный хрусталь, алмазы, аквамарин и др. Воспетые уральским писателем П.П. Бажовым минералогические мотивы, видимо, окончательно определили мой выбор. Подал заявление в Свердловский горный институт на геофизический факультет. 

После учебы распределили в Забайкалье, где принимал участие в поисках сырья для ядерного щита страны. Работа, безусловно, была трудной. Чтобы найти нужную аномалию, требовалось по заданным маршрутам пройти с прибором десятки километров. Да не по гладкой дорожке! Но физические нагрузки не пугали. А вот проблема жилья, особенно когда у нас с женой появилась дочь, доставляла массу волнений. Вскоре я узнал, что в Тюмени создается филиал Новосибирского нефтяного института (директор Г.П. Богомяков) и я могу попытать здесь счастья.  Открывалась перспектива научной работы. Отовсюду в Тюмень приезжали опытные специалисты, в основном кандидаты наук, и отбирались по конкурсу.

Так начался второй этап моего проживания в Тюмени с населением уже вдвое большим. Нефть и газ Западной Сибири дали толчок к  появлению в городе новых крупных организаций и производств. Показательно, что вопрос о необходимости иметь научный центр по газу и нефти поставил в начале 60-х первый секретарь обкома КПСС Б.Е. Щербина. До сих пор восхищаюсь, вспоминая, как он вёл заседания бюро: четкий вопрос, краткий 3-минутный ответ (в тот год я был секретарем партбюро филиала). В 1963 г. был создан индустриальный институт, в 1964 г. – проектный институт «Гипротюменьнефтегаз», а упомянутый филиал преобразован в самостоятельный институт ЗапСИБНИГНИ . Возглавил его Николай Никитич Ростовцев. На следующий год заработал завод «Нефтемаш», а в феврале 1966 г. – научный институт «ТюменьНИИгипрогаз». 

С каждым годом город становился все более промышленным и научным. А могло быть иначе, если бы не твердость Николая Никитича в противостоянии со скептиками. В 1955 г. Мингео СССР отметило, что разработанный им генеральный план бурения опорных скважин  полностью оправдал себя. Стало ясно: проводить исследования необходимо в районах по Оби – от Колпашево до Салехарда. В октябре 1961 г. было открыто мощнейшее по тому времени Усть-Балыкское месторождение нефти. Вслед за ним открывали другие, будто грибы находили. В 1964 г. Тюменская область дала стране 200 тыс. т. нефти, а к 1980 г. по трубопроводам шло ежегодно 315 млн т. Базой всему этому служила геологоразведка. Штурманом нефтяного подземного моря, несомненно, был Н.Н. Ростовцев.  

В истории открытия и становления топливно-энергетического комплекса Западной Сибири среди большого числа ярких личностей выделяются три  фигуры –
Н. Н. Ростовцев, В.И. Муравленко и Ю. Г. Эрвье. Если последний стоял у истоков поиска нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области, а Муравленко, будучи руководителем Главтюменнефтегаза, внес огромный вклад в дело развития нефтедобычи, то Ростовцев был признанным лидером геологической науки. Профессор, лауреат Ленинской премии, кавалер многих орденов и почетных званий. Тюменской области повезло, что такой талантливый ученый жил и работал здесь. Повезло непосредственно компании «Газпром», так как Николай Никитич призывал искать нефть и газ не только в центральных районах равнины, но и идти дальше, на Север, где вскоре были обнаружены гигантские месторождения газа (Уренгойское, Медвежье и др.). Вот истоки процветания Тюмени. Живая нефть – нефтяникам слава и почет, а жителям  – благополучие!

30 ноября 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения
Н.Н. Ростовцева. Хотелось бы, чтобы к этому времени в городе открылся памятник этому великому человеку. Н.Н. Ростовцев  – гордость Тюмени.

Наш город преображается с каждым годом. Возведены современные драмтеатр, центральная библиотека, аэропорт, окружная автострада, а строящиеся жилые комплексы расширяют его территорию во все стороны. В новый индустриальный университет приезжает молодежь даже из далекой Африки. Прошли те времена, когда из переполненных автобусов люди выходили с оторванными от одежды пуговицами и ступали прямо в грязь.

Не могу налюбоваться чудо-набережной! Нет слов, чтобы полно описать её сегодня. А что будет завтра, когда она развернется во всей своей красоте перед
изумленными жителями и гостями города? И польются над вольной Турой звуки музыки, как некогда по вечерам в городском саду старой Тюмени. Новое лицо нашей областной столицы – это и парки, скверы, взмывающие ввысь фонтаны, сотни цветочных клумб, современные мосты и транспортные развязки! Недавно, проезжая по ул. Мельникайте, я насчитал на небольшом участке 16 подъемных кранов. Вот это темпы! Был восхищен работой строителей и дирижером этого «оркестра». Здесь уместно привести античную легенду о мастере, к которому пришел  ученик с нарисованной виноградной лозой. Мастер взял кисть, сделал несколько мазков и… птицы, слетевшись, стали клевать ягоды. Все-таки мало кто задумывается, кому город, да и вся тюменская земля обязаны своим процветанием. Имя великому преобразователю – народ!

Тюмени исполнилось 430 лет. Город похож на хорошо образованного человека чуть старше 30 лет, с хорошими манерами и фигурой. Он чтит старину, ставит памятники знаменитым предкам. Подтянут в одежде зданий. Силён промышленностью. Воспитан, деловит, амбициозен… С ним приятно познакомиться. Это знакомство вполне может перерасти в любовь. Город – живой организм, который дышит, работает, планирует свое будущее.

Завершается 2016 год. Владимир Владимирович Якушев спешит внести последние мазки в общую картину Тюмени.

Владимир КОНЮХОВ

 


28946