АПК
(Окончание. Начало в № 33)
На роботизированной ферме полное безлюдье. Коровы самостоятельно заходят в начиненное электроникой стойло для дойки. Каждой робот задает 300 граммов гранулированного комбикорма. Вкушая любимое лакомство
(персонал называет его «конфеткой»), животные, мне показалось, от наслаждения даже жмурятся.
На пульте высокотехнологичной установки отражается молокоотдача каждой доли вымени. Оператор впоследствии без труда может обнаружить коров, которые недодоились, и еще раз повторит процедуру, чтобы исключить возможное заболевание маститом.
Для дойки роботами буренок отбирали с учетом строения тела – они должны быть, скажем так, калиброванные. Содержатся животные отдельно. К слову, надои на этой ферме на 3-4 килограмма выше, чем в целом по комплексу.
– Если продуктивность на роботизированной ферме выше, то почему здесь всего 200 голов? И почему на готовящемся к пуску комплексе на 600 коров монтируется оборудование немецкой технологии, тогда как все остальное поставлено шведской De Laval? – спрашиваю управляющего мегафермой Максима Ивакова.
– Наше животноводческое предприятие задумывалось как учебно-опытное хозяйство, – отвечает он. – Поэтому должны быть предоставлены все направления. Первоначально здесь даже хотели построить общежитие для студентов аграрного университета и средних учебных заведений сельскохозяйственного профиля, прибывающих на практику. Увы, приезжают единицы. Гораздо чаще бывают школьники из агроклассов Нижнетавдинского района. Вот на них и делаем ставку. Некоторых убеждают связать судьбу с нашим комплексом родители. Побывал, скажем, на мегаферме паренек из семьи Кнауб, увидел перспективы и поступил в аграрный университет, чтобы через несколько лет прийти к нам работать.
Максим и сам родом из Нижней Тавды. Его мать очень хотела, чтобы сын работал в сельском хозяйстве. После окончания университета устроился на Киндерский комплекс, тогда как раз вставала на ноги первая очередь на 1200 голов. Был зоотехником по кормлению, главным зоотехником. Сейчас на его плечах большое хозяйство. Сегодня утром он беседовал с выпускницей аграрного университета – просила взять на работу. Внешне девчонка девчонкой, тихий голос, интеллигентные манеры… А вакансия на мегаферме единственная – зоотехник по кормлению.
Максим терпеливо и долго объяснял девушке, что это значит. Придется подчас на повышенных тонах «контачить» с десятком механизаторов и коллективом операторов по уходу за стадом, заботиться о гигантском хозяйстве. Университет же, посетовал, на эту вакансию присылает кисейных барышень. Из тех, кто проходил здесь практику, тоже никто не приглянулся – в вуз пришли, скорее всего, из-за диплома. Есть претензии и к местному агротехнологическому колледжу. Целый час, вспоминает, расссыпался перед практикантом из этого учебного заведения. Будущему оператору животноводческих комплексов и механизированных ферм предстояло ознакомиться с высокотехнологичным производством, где умные машины даже навоз перерабатывают на новую подстилку. Однако паренек предпочел не появляться на ферме. А колледж никак не отреагировал на прогулы.
Производству нужны надежные люди. Такие, к примеру, как Ринат Асадулин. Сейчас он возглавляет вторую очередь и роботизированную ферму. А на комплекс пришел в 2009 году механиком по молочному оборудованию. Специального образования не имел. Но с первых дней покорил всех высокой ответственностью и неуемной энергией. Решено, что и новый комплекс на 600 голов перей-
дет под его начало.
– Я отдаюсь любимому делу полностью, – говорит Ринат. – К обоюдному удовлетворению, компания хорошо вознаграждает за труд. У меня, несмотря на молодость, уже четверо детей. Большой семье нужно большое жилье. На субсидию в два миллиона 400 тысяч рублей строю добротный дом. И не я один. Такую же помощь для решения жилищной проблемы получили и другие наши работники. Вот справлюсь с домом, приму под начало комплекс и поступлю на заочное в аграрный университет. Мы хоть и шагаем в ногу со временем, но отстаем от американцев. Они на подобных предприятиях проводят научные опыты, имеют специальные лаборатории. Нужно подтягиваться до этого уровня.
С Асадулиным и зоотехником-племучетчиком Натальей Ефимовой спускаемся в доильный зал с установкой «карусель». Они знакомят меня с призером прошлогоднего областного конкурса операторов машинного доения Виктором Вершауром.
– На работу в Киндер езжу из поселка Тукман, – рссказывает Виктор. – Очень благодарен ПК «Молоко» за хорошо оплачиваемую работу. Сегодня у меня не болит голова о том, как содержать семью.
– Настраиваем Виктора на участие в очередном конкурсе, – улыбается Наталья Ефимова. – У нас вообще замечательный коллектив: оператор машинного доения Занфира Айтумбитова, оператор по искусственному осеменению Наталья Токмина, прекрасный механизатор Ильфат Гильманов, телятница Оксана Гезольдова. Пришло время гордиться нашими людьми.
– Включите в этот список и Наталью Юрьевну, – подсказывает мне Максим Сергеевич. – Она у нас ветеран – первой в 2009 году после окончания сельхозакадемии пришла работать на комплекс. И с ее помощью сегодня обеспечивается тотальный контроль за племенными животными. Многие сведения о том, как они развиваются, ежесуточно закладываются в электронную память. Мы освоили технологии, вышли на стабильную работу – пора подумать о серьезном увеличении продуктивности стада. Уже определена стратегия большого молока.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/