"Прелюдия" к большому молоку

АПК

«В области многое делается для возрождения племенного стада при государственной поддержке. Съезди, к примеру, в ПК «Молоко» Нижнетавдинского района», – поставили мне задачу на редакционной летучке. Звоню заместителю главы районной администрации Олегу Мулину.

– Киндерский комплекс, – говорит он, – сдает 55 тонн молока в сутки от дойного стада в 2370 коров, а после предстоящего ввода еще одной очереди на 600 голов доведет валовку до  65 с лишним тонн. Всего же на  мегаферме содержится свыше 7 тысяч животных, причем 80 процентов  племенных. Это крупное предприятие с серьезными объемами продаж племенных телок, нетелей и коров.

Посмотреть мегаферму в селе Киндер представился случай – как раз проходило всероссийское совещание по племенному животноводству. 

В тот день в кабинете управляющего мегафермой прошло заседание.

– Подождите, пожалуйста, – предложила мне девушка, – там наше начальство занято стратегическим планированием на пятилетку.

– Это молодежь-то… стратегическим планированием?! – вырвалось у меня.

– Зря вы так, – ответила она. – Да, молодые – за тридцать, пожалуй, никого и нет. Но все уже с опытом. Мы тут при становлении комплекса за семь лет многое пережили, понабивали шишек, шлифуем технологии и уже строим амбициозные планы на будущее.

Зоотехник-селекционер Анастасия Перевезник – это была она – рассказала мне, что в прошлом году выход телят здесь составил более 80 процентов, а их сохранность повысилась до 96-98 процентов. Поэтому обновление молочного стада провели за счет собственного ремонтного молодняка. Более того, продали личным подсобным и фермерским хозяйствам, сельхозпредприятиям области 500 племенных нетелей. Да и нынче намерены реализовать не менее 700 животных. Вот и верь после этого досужим разговорам о том, что на наших молочных комплексах голштины мрут как мухи. 

После совещания разговор был продолжен с директором по животноводству ПК «Молоко» Олегом Куцанковым.

– Я в этой должности всего полгода, – говорит Олег Юрьевич, – но на комплексе с первой очереди. Начиналась работа тяжело. Все было новым – и беспривязное содержание животных, и технологии, и голштино-фризская порода. Мне, как ветеринарному врачу, приходилось искать и менять вакцины, подходы к лечению. Животные эти, несмотря на крупную «комплекцию», скажем так, нежноватые. Однако их организм максимально настроен на молокоотдачу. Если не покормить как следует нашу отечественную буренку черно-пестрой породы,  она вам молока не даст. А голштины же отдадут все сполна, используя, скажем, кальций и другие важные элементы из своего организма, правда, потом это сильно скажется на их здоровье, дело дойдет до выбраковки.

Сегодня мы стараемся шагать в ногу со временем. Применяем сексированное семя. Это позволяет получать от маточного поголовья преимущественно телочек с небольшим процентом бычков. Синхронизируем осеменение дойного стада, используя генетический материал из Тюменьгосплема и других специализированных племенных предприятий России. Ветеринарные врачи-гинекологи с помощью аппаратов УЗИ проверяют стельность коров на 39-40 день. Скажу так: повсюду осуществляется тотальный контроль как за стадом в целом, так и за животным в отдельности.

На мегаферме трудятся около ста человек, включая обслуживающий персонал – механизаторов, водителей, поваров. Новые технологии и оборудование позволили значительно сократить физический труд. Люди в основном следят за чистотой помещений,  кормлением, анализируют информацию, поступающую в компьютерную сеть.

– Если честно, – вызываю на откровенность Куцанкова, – ваши надои могли быть и выше. Семь тысяч килограммов для голштинской коровы – это только «прелюдия» к большому молоку.

– Согласен, – кивает Мулин. – Полагаю, что рубеж 8,5-9 тысяч килограммов для нас не будет пределом. Для повышения продуктивности уже «подтянули» все, что от нас зависит, кроме кормовой базы. Есть здесь немало проблем. У ООО «Турай», обеспечивающего ферму кормами, мягко говоря, недостаточно посевных площадей в Нижнетавдинском районе. Нынче мы дождались строительства дороги в 15 километров от Нижней Тавды. Надеюсь, положительно решится вопрос и по земле для производства кормов. А ООО «Турай» – испытанный партнер и знает, как грамотно ею распорядиться. Хотел бы сказать и о том, что без региональной и федеральной поддержки создание такого большого племенного предприятия было бы невозможно. С государственной помощью строились, оборудовались, благоустраивались первая и вторая очереди, роботизированная ферма. Сейчас готовится к сдаче комплекс на 600 голов. Тоже не обошлось без серьезной государственной поддержки. ПК «Молоко» оплатило всего десять процентов стоимости животных, завезенных из Венгрии, США и Голландии. И это не все меры господдержки.

Управляющий Киндерским животноводческим комплексом (он же главный зоотехник и главный специалист по кормлению) Максим Иваков повез меня на первую очередь в 1200 голов с доильным залом «европараллель 2x24». Максиму 28 лет. В 2011 году окончил Тюменскую сельхозакадемию и сразу же пришел на Киндерскую мегаферму. К тому времени  запустили и вторую очередь с доильным залом «карусель». Сейчас площадь комплекса составляет 40 гектаров. К слову, в целях экономии времени по нему передвигаются  на автомобилях. Там нас встретил бригадир производственной бригады Денис Крамаров (он начальник на первой очереди) и повел на дойку. Пока я фотографировал операторов машинного доения, Максим с Денисом обсуждали вопрос кормовой базы на предстоящую зимовку.

– По протеину в предстоящую зимовку будем обеспечены сполна, – считает управляющий. – Уже заложили 3845 тонн гороховой массы. Люцерна тоже не подвела. Уберем кукурузу на зерно. Это хорошее подспорье для здоровья и продуктивности.

НА СНИМКЕ: оператор машинного доения Насима Алеева.

Валерий ИКСАНОВ

/продолжение следует/

 


28814