Рассказ
Это событие всколыхнуло всю деревенскую детвору. Ещё бы! Серёжке Крылову родители купили… мотороллер. Это вам не велосипед.
Посмотреть на него сбежались пацаны со всех улиц, даже девчонки от них не отставали. Голубой, сверкающий на солнце свежей краской, он гордо стоял у ворот. Мы с интересом читали витиеватую надпись «Вятка», закреплённую на переднем щитке .
Да и Серёжа был под стать покупке – улыбающийся, счастливый и… тоже гордый. Он снисходительно разрешал ребятам погладить руль, осмотреть чудо-технику, а сам ревниво следил, чтобы мы не натворили какой беды. На сиденье оставалось только поглядывать. Разрешения побывать на нем было не дождаться. Да и сам Серёжа садился осторожно, деловито нажимал на разные рычажки на руле.
– Прокатись, – уговаривали мы приятеля.
Тот отбивался:
– Не могу, отец за бензином на заправку уехал. Вот вернётся, может, тогда.
И, чтобы не потерять наш интерес, стал рассказывать с видом знатока о сцеплении, трансмиссии, двигателе и прочих деталях. Так мы узнали, что мотороллер может «выжимать» на хорошей дороге до 70 км в час, а при полной заправке топлива хватит на 400 километров. Цифры эти нам казались фантастическими.
Я стоял рядом с Сергеем и восторженно смотрел на него. Вдруг как гром среди ясного неба прозвучали его слова, обращённые ко мне:
– Ладно, Степа, для тебя, как друга, сделаю исключение… Можешь посидеть на сиденье и за руль подержаться. Только ничего не нажимай.
Затаив дыхание, я осторожно сел на мотороллер и удивился, насколько он удобен. Передний щиток закрывал колени от ветра и пыли, ноги уютно умещались на чистом полу, мотор спрятан под капот. Невольно вырвалось:
– Вот это машина!
На другой день состоялся первый выезд. Сергей выкатил со двора мотороллер. Мы с Костей ему помогали – он оказался довольно тяжёлым. Втроем поставили его на подножку. Крылов достал из багажника чистую тряпку и стал тщательно вытирать все детали.
– Хватит его гладить, Серёга. Ты заводи давай и прокатись, а мы посмотрим, – прервал действия приятеля Костя.
Сергей с каким-то сожалением упрятал тряпку в багажник и стал заводить. Мотороллер завёлся неожиданно легко. Выжав сцепление и включив передачу, Крылов медленно тронулся с места и выехал на дорогу.
Мы с ребятами дружно закричали «Ура!» и побежали следом. Сергей ехал медленно, губы его были плотно сжаты, со лба капал пот, а руки, с напряжением сжимавшие руль, почему-то побелели.
Через месяц Сергей уже уверенно мотался по деревне, даже шиковал и порой рисковал. Но однажды не вписался в поворот и грохнулся на землю. Поднимать машину помогали мы с Иваном. Всё-таки мотороллер весил не менее центнера.
В ту осень после уборочной страды колхозники устроили праздник. Проходил он на широкой поляне у гидроэлектростанции. Сергей часов в двенадцать дня забежал ко мне и предложил отправиться туда на мотороллере. Я согласился, и вскоре мы, не торопясь, ехали в нужном направлении. А надо сказать, что правый берег реки Ленивой был крутым, и дорога к электростанции после поворота резко уходила вниз.
Заговорившись, Сергей не заметил вовремя поворот, и мы прямо с берега помчались к реке. Всё бы ничего, но на грех у самой воды переднее колесо врезалось в пенёк, и мы с Сергеем, перекувыркнувшись, штопором ушли в речку. Когда вынырнули, увидели, что мотороллер лежит неподалеку от берега. Нас оглушила тишина. Лишь потом поняли, что двигатель заглох. Около часа вытаскивали свой транспорт из реки и по тропинке вытолкали его на лужайку. Мотороллер не заводился. Повозившись еще с полчаса, мы по очереди потащили его к деревне. Сергей боялся, что ему влетит от отца по первое число, и поэтому попросил явиться перед отцовскими очами и меня.
Нам несказанно повезло: старшие Крыловы уехали на праздник. А тут ещё и сосед дядя Гриша, отменный механизатор, осмотрел мотороллер, повозился с ним несколько минут, и вскоре тот ожил. Звук работающего двигателя для нас был самой лучшей музыкой.
Василий МИХАЙЛОВ
Евгений КРАН /рис./