Сорок третий в сорок четвёртом

Выставка

Как матрешки, вложены один в другой осколки былого Тюмени – часть квартала, обозначенного на архивном плане БТИ номером 43, обрела свой дореволюционный вид в стенах симпатичного домика, отнесенного к кварталу номер 44. В старые времена там помещалась бухгалтерия купца Колмакова, а теперь под крышей с ажурными коваными обвесами живет Литературно-краеведческий центр, где накануне Дня города открылась новая выставка «Улица Царская, 43 квартал» из цикла «Тюмень. Память места».

Экспозиция в соседнем зале демонстрирует облик всей усадьбы Колмаковых – с особняком, магазином, флигелями, конюшнями, складами, деревьями, возком во дворе и окнами, горящими теплым светом… Идея воссоздания архитектурного прошлого Тюмени принадлежит Светлане Молонок, директору Центральной городской библиотечной системы. Над воплощением замысла вот уже два года трудится целая группа увлеченных людей. Прежде всего это Валерий Чупин, "наш вдохновитель, краевед, историк, человек, который много времени просидел в архиве", и художник Борис Трофимов, сумевший по старым чертежам, фотографиям и описаниям создать подробный макет сначала одной усадьбы, а теперь и значительной части целого квартала.

Центр Тюмени разделен на полторы сотни кварталов, отмечает Валерий Чупин. Где-то сохранилось больше исторических памятников, где-то – меньше. Квартал 43 – из числа самых невезучих. В границах улиц Дзержинского – Республики – Первомайской – Володарского, а на старинный лад Садовой – Царской – Голицинской – Знаменской, уцелело всего одно здание по всем известному адресу: Володарского, 24. Сто лет назад это был корпус коммерческого меблированного дома купца Лошкомоева. На макете этого дома нет. Зато есть большая усадьба купцов Гилевых, славных своим колокольным заводом. В 1905 году на Всемирной выставке в Брюсселе колокола "Торгового дома П. И. Гилева Сыновья" были удостоены Большой золотой медали и креста от короля Бельгии. Двухэтажный дом из красного кирпича с богатым декором в неорусском стиле, построенный в конце XIX века на углу Царской и Садовой, братья Гилевы сдавали гласному городской думы Алексею Шитоеву под посудный магазин. Продавались там фарфор, хрусталь и фаянс. После того, как дело унаследовала жена купца Валентина Петровна, к посуде добавились лампы, зеркала, мебель, обои, багеты и разные хозяйственные принадлежности. В советское время в доме Гилевых располагался памятный тюменским старожилам ресторан "Сибирь".

По соседству стоял магазин купца Матвея Вяткина, торговавшего мебелью, галантерейными, шорными, кожевенными товарами и обувью. Дела шли неплохо, но в 1911 году Вяткин закупил на Ирбитской ярмарке большую партию калош и не смог их продать. Возвращать кредит, взятый во время Русско-японской войны, оказалось нечем, и купец разорился. Известно, что в его доме помещались и другие торговые заведения, в том числе мануфактурный магазин члена городской управы Василия Копылова. Здание сохранило свое торговое назначение до 70-х годов – в нем работал центральный гастроном.

Сейчас квартал 43 самый что ни на есть центр города, а когда-то был окраиной – дальше начиналась базарная площадь. Оттого, наверное, и здания там стояли в основном деловые и торговые. Построили их во второй половине XIX века – капитальными, красивыми. Но тон кварталу задала Свято-Троицкая единоверческая церковь – и потому что возвышалась над всеми, и потому что стала первым сооружением в будущем ансамбле. Единоверцами называют старообрядцев, которые в конце XVIII столетия признали юрисдикцию Московского патриархата, сохранив дореформенные обряды и богослужебные книги. Новую церковь возвели на средства прихожан, среди которых были Гилевы, Колмаковы, Шапошниковы, Аверкиевы, Сколовы, Миншутины и другие торговые семейства Тюмени. Строительство началось в мае 1844 года. В 48-м был освещен первый предел – во имя Николая Чудотворца, и церковь стала называться Никольской. На завершение строительства ушло еще два года, а на обустройство центрального предела, в честь Святой Троицы, – целых десять. В 1860 году церковь получила новое имя, под которым и вошла в историю. Третий предел освятили лишь шесть лет спустя, еще через год во дворе построили каменную часовню с церковной лавкой. Между церковью и усадьбой Гилевых поместился дом священника с дворовыми постройками.

Богослужения в церкви велись до 1930 года, когда горсовет постановил изъять здание под "культурно-просветительское учреждение". А через два года, после того как были разобраны купола и верхний ярус колокольни, учреждением этим оказалась… "кухня-фабрика" организации под названием Церабкооп. Внутри сложили русскую печь, установили две плиты и двенадцать котлов, оборудовали бродильный цех. Фабрика-кухня выпускала 1500–2000 обедов в день вплоть до 60-х годов. В 70-е на ее месте некоторое время располагался медвытрезвитель.

Потом бывшую церковь снесли – вместе с бывшим домом Гилевых и бывшим домом Вяткина. А построили девятиэтажный многоквартирный дом с магазином "Океан" на первом этаже… Да, жизнь меняется, согласен Валерий Чупин, и всему на свете отпущен свой срок. Только не надо этот срок торопить. «Я живу в Тюмени 37 лет и ни разу не встречал человека, который знал бы, что тут было, и сказал бы: "Какие вы молодцы, снесли это старье и построили замечательный девятиэтажный дом, столько людей расселили, и магазин "Океан" открыли. Молодцы!" Вместе с "этим старьем" стоило бы сохранить и гостиницу "Заря", построенную в 30-е годы в стиле конструктивизма. Чтобы исторический центр города и выглядел историческим.

У каждого с этим местом связано что-то личное. Гости Литературно-краеведческого центра с удовольствием обсуждали ресторан "Сибирь" со швейцаром. Заместитель главы города Вера Соловьева сохранила в памяти полки с рядами банок "омутинской сгущенки", особый дух, свойственный старому гастроному и «Детскому миру» напротив. Выставку поддержали администрация Тюмени и городской департамент культуры, помогли материалами музейный комплекс, государственный архив, исторический архив БТИ и неравнодушные тюменцы. В их числе художница Ольга Трофимова, предоставившая фотографии из личного архива. На стенах – рабочие рисунки, идеальный вид квартала со стороны улиц Царской, Голицынской, Садовой… Глядишь и не веришь: как такую красоту можно было сломать? Планшеты с фотографиями разных лет показывают, как менялся реальный квартал 43. В витрине – страница "Городских ведомостей", книга с "ятями", подсвечник со свечой, семейный снимок. Для атмосферы… "Эта выставка не просто дань прошлому, это и дань нашей памяти".

В Тюмени было много прекрасных самобытных зданий, и всем хочется, чтобы проект продолжался. Борису Трофимову очень интересны, например, старый городской вокзал, пристань на Госпаровской… Но в литературно-краеведческом центре не осталось залов для новых экспозиций. Нужна другая выставочная площадка. А лучше выстроить копии старых зданий прямо на улице, создать небольшой музей под открытым небом, чтобы память места обрела зримый облик и старую Тюмень в миниатюре смогли увидеть все.

Кира КАЛИНИНА /фото автора/

 

 


28567