Реплика киномана
Далекая от нас Бразилия, где сейчас проходят Олимпийские игры, давно стала для россиян родной. И не стоит скептически усмехаться. Ведь еще со времен выхода романа Ильфа и Петрова мы вслед за Остапом Бендером мечтали в белых штанах пройти по набережной Копакабана в Рио-де-Жанейро. А потом увидели ее по телевизору, растиражированной в многочисленных сериалах. Эстетам знаком ритм босановы и ее самая известная мелодия «Девушка с Ипанемы». Словом, жгучие бразильские страсти всегда находили путь к нашему сердцу.
Знакомство с бразильской культурой у нас началось с выходом на телевизионный экран сериала «Рабыня Изаура». Его главное достижение – он подарил нам слово фазенда, так мы именовали свои шесть соток. В этом году сериал повторили на одном из каналов. И то, что в конце 80-х выглядело зрелищем, теперь вызвало лишь недоумение. И не только у меня. Все наиграно и неестественно. Какие-то странные шиньоны, простенькие костюмы, актерское мастерство оставляет желать лучшего. Тогда, поскольку сравнивать было не с чем, мы этого просто не замечали. И, похоже, не мы одни. «Рабыня Изаура» в свое время считался лучшим сериалом Бразилии, закупленным почти всеми странами мира. Такой популярности позднее не было ни у одной теленовеллы.
Кстати, в Бразилии их производству придается особое значение. Говорят, что, кроме карнавала, у бразильцев две страсти – футбол и сериалы. Ими в равной степени бредят мужчины и женщины. И не дай бог поставить их в эфир в одно и то же время – скандала не избежать. Даже при разработке сюжетных линий в сериалах учитывается мнение зрителей. А звезды экрана, как и звезды футбола, – национальные герои. Их хотят видеть постоянно, поэтому не мудрено, что они кочуют из сериала в сериал. Некоторые даже не особо меняют имидж.
После «Рабыни Изауры» наш экран заполонили мексиканские сериалы, потом появились венесуэльские и аргентинские. Не стоит забывать и о американской продукции. Но бразильцы все равно сумели пробить себе дорогу. И в наш обиход вошло еще одно слово – «Тропиканка». Именно так назывался сериал, показанный на центральном канале. В главной роли снялась бывшая супер-модель Сильвия Пфайффер. Однако тюменцам она уже была знакома. Такой подарок сделало наше телевидение, приобретя права на сериал «Моя любовь, моя печаль». Сотрудники телецентра к нему относились с иронией, а зрители просто обожали. И обсуждали не меньше, чем то, что шло по центральным каналам.
В этой ленте снялось множество актеров, прославившихся позднее. Помимо Сильвии, сыгравшей главную злодейку Изадору, там мы впервые увидели основного героя-любовника страны и мечту миллиона женщин – Жозе Майера. Вспомните Педро из популярной ленты «Семейные узы», шедший у нас с несколькими повторами. Так вот, здесь он еще моложе и еще привлекательнее. И, разумеется, его опять рвут на части дамы всех возрастов. Одну из претенденток на сердце его героя исполнила в тот момент юная Адриана Эстевес. Это одна из немногочисленных ее положительных героинь. Обычно она играла злодеек всех мастей. Апофеозом стала Карминья в нашумевшем сериале «Проспект Бразилии», показанном у нас и в других странах. Таким образом, к тому моменту, когда бразильские теле-
новеллы вернулись на центральные каналы, мы кое-что о них уже знали.
Еще большей популярностью пользовался сериал «Секрет тропиканки». Казалось, его смотрели практически все. Поглядывали даже рафинированные интеллигенты, хотя тщательно это скрывали. Даже студенты, у которых было много других занятий. Главную роль, вернее, сразу две, здесь исполнила Глория Пирес – актриса, картины с участием которой претендовали на «Оскар». Потом Глория не раз появлялась на российских экранах, но, к сожалению, ее лучшая, по мнению критиков, работа в ленте «Белиссима» прошла для нас уже незамеченной. А еще в «Секрете тропиканки» мы впервые познакомились с Сюзаной Виейрой, позднее она появлялась почти в каждом сериале. Но все же его главным украшением стали молодые актеры, Маркус Фрота и Вивиан Пажмантер. В жизни интеллигентный и элегантный, Маркус сыграл местного дурачка Тоньо-лунатика. Но, как водится, именно шут всегда говорит правду. И фразы его героя тут же пошли в народ. Он настолько достоверно изображал этого полусумасшедшего, что некоторые на полном серьезе думали, что его нашли в клинике.
Сомнения развеял следующий сериал «Новая жертва». Маркус там исполнил роль благородного миллионера, а его партнершей опять стала Вивиан. В «Секрете тропиканки» она была еще одной эксцентричной героиней по имени Малу. Ее выходки – настольное пособие по тому, как довести до нервного срыва окружающих, а самой остаться на коне. Но как она нравилась зрителям! А ее любовная линия едва не затмила главных персонажей. Отношения Малу с мужем напоминали сюжет «Укрощения строптивой». Только в этом случае муж смирился, поняв, что вся прелесть супруги в ее безбашенности. Режиссеры и сценаристы потом не раз эксплуатировали этот образ Вивиан в своих сериалах, но Малу осталась непревзойденной. В «Новой жертве» уже совсем другая героиня – серьезная, сосредоточенная, ведущая опасное расследование.
Одним из самых популярных бразильских сериалов стал «Клон» с арабской тематикой и научной фантастикой. Целый ряд актеров из него перекочевали в блокбастер последних лет «Проспект Бразилии». В нем собраны все нужные ингредиенты – карнавал, футбол, любовь, семейные тайны и месть. Даже занятые люди старались найти время для его просмотра. Главным украшением теленовеллы стала дуэль двух героинь – Карминьи и Нины, соответственно, двух актрис – Адрианы Эстевес и Деборы Фалабеллы. Если кто-то считает, что ее свекровь монстр, или кому-то не очень повезло с невесткой, расслабьтесь, бывает и хуже. Правда, мне все эти разборки напомнили американский сериал «Реванш». Однако к качеству продукции претензий не было.
К сожалению, другие знаковые бразильские сериалы сейчас до нас не доходят. А вдруг там есть что-то стоящее? Ведь последнее время мы все страдаем, мол, стало совсем нечего смотреть.
НА СНИМКАХ: кадры из сериалов "Проспект Бразилии"; "Рабыня Изаура".
Юлия КОНКИНА