Москву променял на Тюмень

Истории строки

Покорять столицу едут, как правило, творческие натуры или для престижу своего по разным устремлениям – провинциальные граждане. Век тому назад крестьянин Николай Панкратьев родом из Московской губернии, обнаружив в себе коммерческую жилку, решил не связывать судьбу ни с Первопрестольной, ни с холодным Питером. И без него там мелких торговцев и предпринимателей-глыб хватает. Супротив них, акул, он – мелкая рыбешка, но зато имеются гонор и хватка. Панкратьев занялся бизнесом в Тюмени. 

Парча и всевозможные меха

В 1905 году наш герой уже с выгодой торговал мануфактурой. Для потенциальных покупателей давал рекламу: «Всегда имеются в большом выборе новости сезонов, а также драп, сукно, кастор, диагональ, трико, плюш, бархат, вельвет, шелковые и шерстяные материи, швейцарские батистовые вышитые платья и блузки, ситец, муслин, сатин, батист и ткани последних элегантных стильных рисунков, льняное и бумажное полотно, шали, платки, шарфы, одеяла, ковры, скатерти и дорожка, тюль гардинный, шторы, ламбрекены и Брис-бис, Порт-эры и драпировочные материи. Для духовных имеется парча, глазет и приборы, а также всевозможные меха, воротники и шкурки. Цены на все товары дешевые. Для покупок всегда имеются мальчики».

Из этого обильного списка человеку обязательно что-нибудь да и понадобится. А если товару он сподобится купить поболе, то расторопные мальчики помогут с доставкой.

Коммерсант Панкратьев Николай Лаврентьевич разжился, магазины заимел на Царской и на Базарной площади. Сделался состоятельным господином, попробовал пройти в гласные городской Думы. С первого раза не вышло, но лиха беда начало. В 1908 году Панкратьев одержал победу, и в дальнейшем с 1911 по 1915 годы не расставался с депутатским портфелем.

Судя по всему, был прилежным человеком. В 1911 году Николай Лаврентьевич только четырежды пропустил собрания Думы, присутствовал на 29. Чего не скажешь, например, о Жернакове Василии Лавровиче, который 23 заседания проигнорировал, на 10 все же нашел время.

Как депутат Панкратьев внес свой посильный вклад в строительство водопровода, в обустройство Базарной площади, решение ряда других вопросов, касающихся жизнедеятельности города. Но кто сейчас об этом помнит? Главное – надежно и прочно стоит его респектабельный дом по улице Республики, 29.

Коммерсант возвел его в 1905 году, на первом этаже устроил собственный магазин. В 1918 году ему, как и всем богатым, пришлось проститься с нажитым. В годы НЭПа тут тоже располагался магазин ЦЕРАБКООПа. На прилавках лежали: чай, рафинад, спички, хлеб, масло, икра. В винном отделе пользовались спросом кагор, мадера – любимое вино Григория Распутина, а также для здоровья – минеральные воды, особенно нарзан № 2.

Магазин был открыт с 9 утра до 12 часов ночи.

Налетай, торопись, покупай живопись!

8 сентября 1947 года праздничный по экстерьеру дом сменил торговое назначение на благородное. В нем открылась картинная галерея, которая впоследствии выросла в Музей изобразительных искусств.

Старожилы Тюмени всенепременно ее посещали. Школьников после уроков вели на экскурсию, чтобы приобщить к миру прекрасного. Экскурсовод доходчиво рассказывала о творчестве русских художников – Айвазовском, Репине, Шишкине, Венецианове, Саврасове, Брюллове. Ребята в послевоенные годы носили плохонькую одежонку, досыта не наедались, а тут на картинах – такая красота! На уроках литературы проходили Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Грибоедова. Так вот как выглядел мир персонажей книг и самих писателей! Фантазеры слушали искусствоведа, страницы истории и литературы представлялись зримо и впечатляюще.

Главным хранителем картинной галереи был ленинградец Евгений Кроллау, выпускник института живописи им. И. Е. Репина. Благодаря ему активно комплектовалась коллекция русского и западноевропейского искусства из частных собраний Ленинграда и Москвы. Многим тюменским художникам он оказал конкретную помощь, не дал погибнуть таланту.

В советское время случилась в картинной галерее казусная история. Художники-оформители получили выгодный заказ: на траурные венки какому-то партийному боссу сделать надписи. Живописцы весь вечер писали на лентах: «От исполкома», «От обкома» и т. д., надеялись, что за работу им хорошо заплатят. Но с ними не рассчитались. В день похорон понесли венки. На одном из них была надпись: «От тех, кому не заплатили». На следующий день художников выгнали с работы. Что и говорить, творческий народ свободолюбивый. Впрочем, я отвлеклась от темы.

На Орджоникидзе, 47 в 1968 году по проекту Виктора Станкевского (сейчас Виктор Дмитриевич профессор архитектуры) выстроили здание Политпросвета и часть помещения отдали под картинную галерею. Освободившийся дом занимал обувной магазин, в 1970–80 годах поселился ОНМЦНТиКПР (это ж надо какая аббревиатура!), что по-русски расшифровывается: Областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы. После устроен был художественный салон. Всякий раз, когда я наведывалась сюда, продавали в нем, помимо откровенного китча, интересные авторские работы. Вспоминалась фраза из комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: «Налетай, торопись, покупай живопись!».

Сейчас дом выглядит замечательно. Рядом с ним стоял деревянный особнячок, его снесли в советские годы, образовалась «дыра», открывшая неприглядный вид на соседние корпуса. Тюменские архитекторы Александр Клименко и Валерий Гинкул предлагали построить дом на «ножках» без первого этажа, сделать внутренний открытый двор с фонтаном. Лишь частично идея реализовалась. Вот в этот двор и следует заглянуть.

В нем воссоздан фрагмент мостовой. Мне подумалось: модницам, носившим туфельки на каблучках, не очень удобно было идти по булыжникам, но природный материал обладает энергетикой и памятью, отчего по-особенному воспринимаются старинные редкости. Если войдёте в дом и прошагаете 25 ступенек по крутой деревянной лестнице, то окажетесь в апартаментах комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области. В них сохраняется старинный интерьер, и сразу ощущаешь особую атмосферу, наполненную созиданием. Другую часть здания облюбовали арендаторы.

Как замечал великий Андерсен: «Полезно и поучительно знать, что кроется за толстыми каменными стенами домов».

Вот мы и узнали, хотя и фрагментарно.

НА СНИМКАХ: дом, некогда принадлежавший купцу Панкратьеву; фрагмент первой тюменской мостовой.

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


28450