Экономика
На просторах России намечается новый тренд?
В Большом зале заседаний правительства Тюменской области состоялась церемония награждения победителей областного конкурса «Инженер года – 2015». Мероприятие привычное и даже дежурное. «Областной межотраслевой конкурс проводится с целью пропаганды опыта и достижений лучших специалистов, а также привлечения внимания к проблемам качества инженерных работников» вот уже 14 лет.
На этот раз в конкурсе принял участие 41 инженер из 17 предприятий, представляющих шесть отраслей экономики. 22 конкурсанта, прошедшие отборочный тур, были награждены сертификатом «Профессиональный инженер Тюменской области». 19 человек и пять коллективов нефтегазовой промышленности, машиностроения, строительства и стройиндустрии получили сертификаты и памятные медали.
Церемонию открывал заместитель губернатора Вадим Шумков:
– В последнее время очень много говорят, ищут разные варианты развития экономики. Предлагаются различные проекты и очень часто ведутся разговоры о том, что не хватает денег, не хватает ресурсов. Здесь хотел бы поспорить. На мой взгляд, первичны все-таки кадры, которые будут делать проект. Те одаренные люди, которые что-то могут придумать, сделать и запустить в серию.
В Тюменской области уже вошло в традицию чествовать лучших представителей научно-технической сферы, эти инициативы поддержаны Правительством России, Президентом России. И от себя добавлю: мы надеемся на ваши руки, на ваши светлые головы, потому что ничего без вас мы не сделаем, никакие новые заводы не построим, а если построим, то не запустим.
Далее шла церемония награждения. По традиции, по её окончании слово предоставили награжденным. Выступавших было немного, и выступления, видимо, были подготовлены. Один из награжденных неожиданно отметил, что «администраторами должны быть инженеры». Эта фраза запомнилась многим. В кулуарах гадали: неужели намечается новый тренд?
Оттенить сложившуюся картину могло конкретное предприятие. АО «Тюменский аккумуляторный завод» для этих целей вполне подойдет. Правда, тренд там никогда не менялся – Александр Кореляков, генеральный директор, вышел из главных инженеров (Тюменского моторного завода). Ну и люди подобрались соответствующие – в основном выпускники Тюменского индустриального института (тогда он назывался именно так). Теперь в областном центре это едва ли не единственный завод, способный производить технологическое оборудование для собственных нужд, что и позволило в общем-то рядовому предприятию выжить и даже стать флагманом отрасли, а не отправиться вслед за десятком других аккумуляторных заводов России в небытие.
Главный инженер Сабирьян Еникеев подчеркнул, что на заводе работают целые инженерные династии.
– Династии династиями, но конструктором надо родиться, – замечаю я.
– Да, это так, но ты же не будешь отрицать, что для успешной работы современного предприятия инженерная среда имеет исключительное значение!
Этого, конечно, я отрицать не буду. «Старики» двигают молодежь, которая участвует в конкурсах, получает дипломы и сертификаты. Один из молодых – перспективных – главный технолог индустриальных батарей Сергей
Разинков.
Сергей сразу оговаривается, что будет говорить не как лауреат конкурса, а как технолог. «Хочу, чтобы рассказали о заводе, меня напрягает, что это может быть связано со мной». Я ответил, что по молодости сам попадал в подобную ситуацию и вполне понимаю его опасения. Мне интересно производство.
Главный технолог зажигается идеей «провести экскурсию», поскольку, в отличие от автомобильных батарей, индустриальные батареи «видел мало кто». «Некоторые виды – только те люди, которые непосредственно с ними работают». – «Вот и прекрасно».
Мы отправляемся по цехам. Самый распространенный вид индустриальных батарей – тяговые батареи для погрузчиков, штабелеров и прочей погрузочной техники. Большинство из них импортного производства, конструкторы иностранных фирм не заморачиваются на унификации – лепят, кто во что горазд. Батареи выстраивают в линию, прямоугольник, «п»- образно и даже «г»-образно – любым удобным способом. Из этого следует, что «почти каждый второй заказ нужно выполнять индивидуально». «Я не жалуюсь, – говорит главный технолог, – я просто констатирую факт. Мы всё сделаем – для нас это не проблема!».
С падением рубля импорт стал чрезвычайно дорог, особенно для отечественных компаний, не имеющих дело с валютой, – «и все они пошли к нам». Номенклатура только тяговых батарей превышает три сотни. Собственно, все это и стало определяющим для введения должности главного технолога индустриальных батарей, раньше такой должности не было.
– Отличительная черта индустриальных батарей – это размеры и большая емкость (одна такая батарея может одновременно запустить десяток автомобилей), а также повышенная конструкционная надежность, ну и, соответственно, цена. Одно дело, если выйдет из строя автомобильная батарея, и другое – если индустриальная, это совсем другие деньги! – замечает главный технолог.
Разинков показывает свинцовую пластину автомобильной батареи, знакомую, наверное, каждому с детства, и для сравнения отлитую из свинца штыревую рамку индустриальной батареи. Эту рамку размещают в полиэстеровый панцирь – образовавшееся пространство набивается активной массой (специальная паста), объем которой в сравнении с активной массой автомобильных аккумуляторов раз в восемь больше. Соответственно, больше и емкость батареи, поскольку именно активная масса «работает» в аккумуляторе.
– Панцирь применяют на положительных пластинах – только они склонны к осыпанию, отрицательные пластины практически никогда не осыпаются, – входит в подробности Разинков. – Активной массе положительных пластин осыпаться не дает панцирь – отсюда увеличение срока службы – в этом весь фокус.
Технология сложная, но она того стоит. Панцирную технологию на заводе освоили лет пять назад. В нашем отечестве она применяется исключительно в индустриальных батареях.
– А все-таки, может, панцирная технология где-то применяется и в автомобильных аккумуляторах? – спрашиваю технолога.
– Применяется за рубежом на военной технике, – ответил он. – Я знаю об этом, слышал, но видеть не доводилось.
– Дорогое удовольствие.
– Слишком дорогое. Мне трудно точно сказать, думаю, стоимость таких батарей будет выше как минимум в полтора-два раза.
Кроме тяговых индустриальных батарей для погрузочной техники, в промышленности широко распространены стационарные индустриальные аккумуляторные батареи, использующиеся для резервного питания. Типов таких батарей насчитывается более двух сотен. Они стоят на «Байконуре», на электростанциях, на перекачивающих станциях магистральных газопроводов, в системах автоматики железнодорожной дороги, связи и т. д., и т. п. Без резервного питания не обходится ни один серьезный инженерный объект. Основное требование к таким батареям – надежность. Заводская гарантия на них – пять лет. Но их конструктивный срок службы пятнадцать лет и более – заменяются они, не потому что выходят из строя, а так требует регламент.
– Отдельный вид индустриальных батарей – железнодорожные, – главный технолог ведет меня от участка к участку, – они бывают двух типов: для локомотивов – мы их называем тепловозными (запускают двигатели, обеспечивают резервное питание) – и вагонные (стояночное питание
и т. д.).
На заводе освоили и сейчас оттачивают «гелевую технологию» для вагонных аккумуляторов (раньше такие аккумуляторы покупали за границей, в основном во Франции и Германии). Линию по приготовлению и заправке геля заказали и даже оплатили в Германии, но немецкое правительство запретило её отгружать, ссылаясь на «двойное назначение» оборудования. Сделали свою (часть оборудования купили, часть – сконструировали сами).
В этом году освоили АGM-технологию для тепловозных аккумуляторов. Гель и АGM во многом схожи, «электролита в свободном состоянии в аккумуляторе нет» – в первом случае он «абсорбирован загустителем» (до состояния геля), во втором – «сепаратором» (находится в твердом виде), поясняет главный технолог. Такие аккумуляторы имеют улучшенные технические характеристики («AGM – аккумуляторы лучше приспособлены к коротким разрядам высоким током») и чрезвычайно важны для экологии (вытекание электролита исключается).
Кстати, AGM-аккумуляторы для мототехники в этом году стали серийно делать на заводе, что для меня стало откровением. Помнится, пару лет назад генеральный директор Александр Кореляков говорил, что он бы активней развивал AGM-технологию, если бы точно знал, что санкции продлятся хотя бы три года.
– Санкции, и особенно пониженный курс рубля, «позволяют иметь дополнительный профит», – замечает главный технолог.
Мы ходили с ним по заводу, я увидел массу интересных моментов (в том числе новую автоматическую линию, о чем при случае расскажу), но главное «открытие», которое я для себя сделал: промышленность в нашем отечестве развивается «не благодаря», а «вопреки».
НА СНИМКЕ: главный технолог индустриальных батарей Сергей Разинков (справа) и мастер Ильшат Сыртланов.
Сергей ШИЛЬНИКОВ