На мосту между прошлым и будущим

Случайные встречи

Слободская площадь и сейчас лобное место села Усть-Ламенка. Купеческие особняки соседствуют с новыми постройками. Отсюда видны две главные дороги – старый Сибирский тракт, по которому когда-то проходили через село заключенные, мчались ямщики, везли товары купцы, и современная автомагистраль Москва – Владивосток.

Ларису Юрьевну Александрову я знала как победителя конкурса «Учитель года» среди педагогов Голышмановского района, но сегодня она интересует меня как знаток истории села. Хотя не из местных, приехала в Сибирь почти тридцать лет назад. Скучала, признается, по родной Костроме. Но познакомилась с местными традициями, узнала историю села и прикипела сердцем к Усть-Ламенке. Село стало родиной трех ее дочерей, внучек Алены и Елизаветы. А в этом году Лариса с группой энтузиастов организовали музей под открытым небом, проводят экскурсии и туристические квесты, народные игры. Для старшего поколения – это путешествие в молодость, для детей – интересные открытия.

… Основано село в 1698 году как форпост номер 1003 на Ишимской оборонительной линии в устье реки Гремяча-Лама, которая впадает в Вагай. Отсюда и название села. Есть и другая версия: жил-был татарин по имени Лама, он и основал поселение возле устья реки. Впоследствии оно стало слободой, поскольку была построена деревянная церковь. В 1839 году вместо нее появилась белокаменная Космо-Дамиановская, возведенная на пожертвования богатых крестьян и купцов. В 1965 году ее разрушили. К счастью, есть рисунок местного художника, запечатлевшего красоту и величие того храма на Слободской площади. Часовенка, построенная в 2006 году на его месте, в память о погибших в годы Великой Отечественной войны устьламенцах…

Гудела слобода, гулял народ во время ярмарок. Старожилы помнят Девятскую (на девятой неделе после Пасхи) и осеннюю, Кузьминскую. Было много своих купцов, а самые богатые – братья Николай и Василий Осокины, чьи дома сохранились и использовались до начала ХХI века.

– Когда приехала жить в Усть-Ламенку, здесь были очень красивые старые здания, купеческие лавки. Горько и обидно видеть, как разрушается наследие прошлого. В одном из осокинских особняков располагался сельсовет, благодаря этому он и сохранился, а в другом – контора сельпо. Когда в целях экономии средств руководители сельской торговли обустроили офис в магазине, двухэтажный дом продали частнику на кирпич. В 2006 году его разобрали. Мы пытались остановить, да не вышло, ведь нет документа, что этот объект представляет культурно-историческую ценность. Начали бороться за второй дом, чтобы оставить его потомкам, – рассказывает Лариса Александрова. – Собрали все сведения, поработав в архивах. Документы отправили в Министерство культуры России для подтверждения статуса объекта культуры, но до сих пор ответа нет. Тюмень отказывает в реставрации, потому что нет его в реестре охраняемых памятников.

Тогда группа инициативных устьламенцев сама взялась за дело. Провели три мероприятия, на собранные деньги открыла благотворительный счет в банке. Первым делом хотят подновить фасад купеческого особняка – покрыть лаком кирпич, покрасить изразцы. Кстати, откликнулись потомки. В прошлом году приезжали братья Осокины: один – из Владивостока, другой – из Санкт-Петербурга, установили мемориальную доску на доме, где в 1904 году родилась их мать, Мария Васильевна Осокина. Обещают приехать этим летом и вставить окна, закрыть дом от дождя и разрушения изнутри. Выложенный по верху дома узор очень похож на русскую народную вышивку, кладка кирпича – поребрик, то есть углом наружу – подражание московскому узорочному стилю.

Не типичная для села постройка – двухэтажный дом купца Шатровича, по воспоминаниям старожилов, поляка по происхождению, сосланного в Сибирь по время Польского восстания. Он удачно женился и разбогател, стал купцом. Торговали в Усть-Ламенке хлебом, салом, изделиями местных ремесленников. Были здесь свои шорники, гончары – сохранились в школьном краеведческом музее сделанные их руками крынки, сметанники, различные кувшины, разукрашенные тарелки и прочая домашняя утварь. Старожилы рассказывают, что во время Гражданской войны, когда было много сирот, в доме Шатровича открыли интернат. В 1942 году сюда привезли 16 детей из блокадного Ленинграда. Последних детей-сирот вывезли из Усть-Ламенки в 1952 году и интернат закрыли. А дом стоит на другом берегу Гремячей. Видны винные погреба Шатровича. Много лет в них работал молочный завод, потом – молокоприемный пункт, сейчас здание закрыто. Купеческие лавки стали складом, толщина стен полтора-два метра. Правда, лавки сразу не заметишь, их закрыл пристроенный магазин, спрятал архитектурную лепнину – разные башенки, элементы скульптуры.

Берега Гремячей соединял деревянный мост. С появлением асфальтированной трассы в 60-х годах прошлого столетия трактом пользоваться перестали, и старый мост заменили висячим, для жителей Растягаевки. Кстати, он редкой конструкции, такие в России стали строить в 1820 году. Держится на тросах, закрепленных на береговых столбах. Подобных мостов в стране не более сорока, в нашей области – четыре. Когда идешь по нему – он вибрирует при каждом шаге. Страшно с непривычки, а мальчишкам смешно! Знакомимся, это Слава, Илья и Абдула. Они, как и вся сельская ребятня, бегают по мосту на пляж, что на другом берегу.

– Весной вода в речке поднимается, и мост всплывает. Течением, льдинами бьет его, кривым становится. В этом году, – рассказывают мне, – из МЧС приезжали, когда в Растягаевке два дома затопило. Мы любим свою деревню за то, что спокойная, не шумная, машин мало, и люди дружелюбные. Учимся в школе, гуляем вечерами, играем в футбол, баскетбол. Сегодня в нашем селе праздник – летние Кузьминки. Мы продаем сувениры, другие – разные поделки, а все вырученные деньги пойдут в благотворительный фонд. А ещё разучиваем с детьми и взрослыми русские народные игры. Знаете, это так интересно! Только вот дождь мешает.

Мальчишки побежали к Дому культуры, и я следом. Веселье, хороводы, частушки. В импровизированной лавке женщины разглядывают разные украшения, примеряют бусы, серьги, браслеты. Живем в селе и не знали, говорят, что у нас такую красоту делают.

– Рукодельничаю, принимаю заказы на вязание, этим и зарабатываю, – поясняет автор работ Ольга Миносян. – С удовольствием оформляю вазы декупажем, занимаюсь бисероплетением, с особым удовольствием делаю женские украшения. Эти бусинки сшиты из полосок ткани, как и розочки для ажурной кофточки. Мы с мужем переехали сюда из Тюмени – купили дом по объявлению. Побывали в разных селах, но понравилась Усть-Ламенка. Здесь замечательная природа, простор, чистый воздух. Из окна наблюдаю, как солнце встает и садится. Я никогда в деревне не жила, поэтому все ново, все нравится.

Рядом Раиса Чалкова, она – местная портниха. Землячки нахваливают: к ее шитью не подкопаешься, шовчик аккуратный.

– Уж больно мал размер, – говорю хозяйке, разглядывая детскую одежду.

– Это наряды для кукол, – отвечает с улыбкой.

За небольшую цену можно купить картину у самого художника. И я знакомлюсь еще с одной Ларисой, дочерью Ларисы Юрьевны. Родители поддерживали интерес девочки к рисованию. После уроков папа возил ее в райцентр в школу искусств. В старших классах она занималась в студии профессионального художника Евгения Усольцева-Корнильцева. Уже студенткой стала призером тюменского конкурса «Звездопад», была участницей Дельфийских игр. Любит рисовать пейзажи, родные, деревенские, особенно зимние, а теперь и городские.

Растянул меха гармонист, и женщины в пляс, сыплют частушками. Владимиру Тимошенко довелось жить в разных краях. Родился в Волгодонске, вырос в Никольске, что в Голышмановском районе, 27 лет работал на Севере. В молодости жил в Чебоксарах, ездил к матери в Тулу, там и гармонь купил, играть научился. С той поры где бы ни был, гармошка с ним. Теперь он – главный гармонист в Усть-Ламенском поселении.

– Когда стоял храм святых бессребреников Космы и Дамиана, Кузьминки были самым почитаемым праздником в нашем селе. Два года назад возродили осенние Кузьминки, – рассказывает Марина Шилкова, местный библиотекарь. – Нынче впервые проводим летние. Все жители поддержали идею. Вскладчину собрали общий стол, хозяюшки принесли угощения, наварили картошки, ухи. Приходите, гости!

Большая стройка оживила село. «Тюменские молочные фермы» сооружают коровники на 4600 голов. Трудоустроены все местные жители, кто хочет работать. И снова есть у села перспектива, как и надежда на то, что удастся сохранить для потомков его прошлое.

НА СНИМКАХ: на висячем мосту; юная художница Лариса Александрова.

Галина БУРОВЦЕВА /фото автора/


28342