Истории строки
На главной улице в Тюмени сохранилось здание, в котором более ста лет работает аптека. В царское время захаживали в этот лекарский магазин респектабельные господа и дамы, после революции – целеустремленные товарищи. Все они покупали снадобья для поправки здоровья. Разное время, разный люд… Аптека много чего на своем веку повидала, сама стала достопримечательностью города.
Яды в наличии
Эта старейшая аптека Тюмени напомнила мне давнюю поездку в Таллинн. Многие впечатления выветрились, остались лишь самые яркие. Столица Эстонии поразила средневековыми замками, узкими мощеными улочками, по которым во времена рыцарей мог проехать только один всадник, а если встречались две барышни в пышных юбках, то разойтись друг с другом им было затруднительно.
Непрерывно действующая там с 1422 года аптека казалась мне чем-то невероятным. Шаг – и будто переносишься в то давнее рыцарское время. Сохранили, не тронули, не сгубили ее историческую первозданность.
Тюмень такой древностью похвастаться не может, но аптека на улице Республики, 21, по нашим меркам, – долгожительница. Недавно избавилась она от стандартного интерьера, что пошло ей только на пользу.
В торговом зале теперь стоят шкафы, изготовленные на старинный манер, в них медикаменты и товары для гигиены. На стенде представлены виды Царской улицы и нынешней – Республики. Раритетные фото тут очень к месту. В интересующем нас доме № 21 на бывшей Царской работал популярный магазин Товарищества «А.И. Соколовой Н-ки».
Хозяйка его, купчиха 2-й гильдии Агриппина (Аграфена) Соколова, торговала аптекарскими товарами, а также предметами ухода за больными, гигиеническим и медицинским мылом, зубными порошками, эликсирами, парфюмерией и даже ядами.
В журнале Тюменской городской Думы за 1910 год записано, что вопросом №30 гласные рассматривали ходатайство Товарищества «А. И. Соколовой Н-ки» о разрешении производить в аптечном магазине продажу ядов и сильнодействующих веществ. Дума ответила: «На основании 664 и 665 статей Устава врачебного, ядовитыми веществами дозволяется торговать «купцам, избранным для сего от Общества, обязанного о выданных дозволениях извещать местное медицинское начальство и наблюдать, чтобы избранные лица в точности руководствовались постановленными для этой торговли правилами. Выдача подобного рода дозволений относится к обязанностям городской Думы (указ Сената от 25.05.1889 г.)». Вердикт– разрешить.
Фотоаппараты и открытки
Аптечно-гигиенический ассортимент этим не ограничился. Соколовы торговали стереофотоаппаратами и препаратами для фотографического дела. Фотографы могли воспользоваться здесь темной комнатой и, кроме того – обратиться к квалифицированному специалисту, который бесплатно обучал и давал советы по фотографии. Пленки проявляли и печатали по умеренным ценам.
В этом же магазине был громадный выбор открыток с видами Тюмени – они печатались по снимкам Тараса Огибенина. Если учесть, что почтовые открытки с ландшафтами городов впервые в России появились в 1895 году, их выпустил Торговый дом «Закс и Яррес», то благодаря семейству Соколовых всего-то через пять лет Тюмень, сибирский город, который в глазах жителей европейской части страны – глушь и ссылка, получил собственные почтовые карточки. Печатали их в столичном Петербурге. Качество изумительное, главное, город выглядит недурственно: чистый, уютный, красивый.
Кстати, хозяева лицом в грязь не ударили, платили дворовому караульному по 300 рублей в год, столько же дворнику, уличному караульному – 12 рублей, очистка дымовых труб обходилась им в 15 рублей, очистка нечистот и снега – 100.
В 1910 году их усадьба оценивалась в 21000 рублей. В нее входили еще один двухэтажный дом, каменная кладовая для товаров, деревянные сарай, погреб, баня, конюшня, кладовая. Интересно, что сначала, в 1888 году, был построен особняк, который фасадом напоминал здание железнодорожного вокзала. Видимо, мадам Соколовой так приятен был облик станции Тюмень. В 1909 году Соколовы поставили новый дом, который служит тюменцам до сих пор.
Коммерция у них шла успешно, товар пользовался спросом. Вслед за ними стали издавать открытки Торговый дом бр. Агафуровых, А.А. Антипкин и другие. Конкуренция делала свое полезное дело. Каждый старался выпустить оригинальные сюжеты.
В советское время бывший дом Соколовых оказался верен аптекарской стезе. В газете «Красное знамя» за 1927 год мне попалась любопытная реклама:
«Зубная паста «Колодонт».
Охраняйте зорко фронт –
Полость рта и зубы.
Покупайте «Колодонт»
С маркой «Ако» тубы!».
Эта реклама выпрыгивала довольно часто на газетных полосах. Врачи выступали с просветительскими статьями о необходимости пользоваться зубной пастой. Продавалась она в здании, о котором мы ведем речь.
А кто были провизоры и другие сотрудники аптеки? На размещенных здесь фотографиях запечатлен коллектив 1950 года, руководители: Крашинина Виктория Иннокентьевна (управляющая с 1951-го по 1974 гг.), зам. управляющего (с 1950 по 1959 гг.) Краузе Вильгельм Адамович. Отчество Адамович для русского уха непривычное, поэтому его шутя называли Мадамыч.
Аптека-музей, аптека-история... Как и век назад, сюда за снадобьем приходят тюменцы. Поневоле вспомнишь из Блока:
«Ночь. Улица. Фонарь.
Аптека.
Бессмысленный
и тусклый свет…
Живи еще хоть
четверть века –
Все будет так.
Исхода нет»
До революции улицу Царскую освещали сначала простые керосиновые лампы, а после у магазина Соколовых горел фонарь.
НА СНИМКАХ: старейшая аптека Тюмени; открытка, на которой запечатлен Торговый дом бр. Агафуровых, снабжавший горожан открытками и товарами для путешествий. В советское время в этом здании размещался любимый тюменцами кинотеатр «Темп». (Старинная фотография из книги Е. Дубовской «Легенды и тайны Тюмени»).
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/