Предпринимательство
Директор ООО «Бонус» Максим Владимирович Извин, житель посёлка Туртас, коммерцию ведёт по двум направлениям: туристическая деятельность и производственная.
Пространства большие, но отдачи минимум
Раньше в турагенстве Извина оформляли загранпаспорта, но с некоторых пор перестали: туристов так мало, что не окупается содержание даже одного «главного по паспортам». «По заграницам» россияне сейчас меньше стали разъезжать – теперь им «дым Отечества стал сладок и приятен».
Но почему-то чаще стараются в больших городах отметиться, хотя заповедные места какой-нибудь глубинки не менее привлекательны и уж точно уникальны. Или думают, по аналогии со стройматериалами, например, если цемент в городе дешевле, значит и всему остальному, в том числе и путёвкам, цена ниже. Но цемент надо ещё довезти сюда, и оттого стоимость его подскочит, а путёвки доставлять не надо – они через Интернет приобретаются. У «Бонуса» с туроператорами заключены договора, и коль на дворе 21-й век, всё решается в режиме онлайн. Цены на путёвки практически одинаковы: что в Туртасе, что в Тобольске, в Екатеринбурге, Москве или Санкт-Петербурге.
Туристический бизнес он открыл 4 года назад. Особого наплыва клиентов так и не дождался. Потратил массу денег, энергии и сил, но отдача минимальная, в «плюс», признаётся, так и не вышел. Ладно ещё, памятуя, что яйца в одной корзине держать рискованно, вёл дела разнонаправленные.
В штате его фирмы 11 человек, т. е. стольким землякам предприниматель Извин даёт возможность кормить свои семьи. Да, штат невелик, но пока и объёмы работы небольшие. Начинал он не с турагентства, а как многие в СССР, пустившиеся в свободное плаванье по бурному морю бизнеса, создал кооператив с уклоном на общественное питание под названием «Сибирь».
С питанием не получилось, тут же организовал видеосалон. Затем занимался утилизацией лесных отходов. После леспромхоза оставался брошенный лес: где бревно, где десяток, а где и россыпь… Кооператоры чистили деляны, облагораживая их, а пропащий по сути лес, доведя до кондиций, продавали в южные безлесные республики. Всё тогда было дешевле и проще. Вспоминает, что тариф по железной дороге, например, до Узбекистана – 700 рублей за вагон. За большими объёмами не гнались, но 3–5 вагонов отправляли. А затем приснопамятные 90-е с их инфляцией, девальвацией, деноминацией… Те ещё времена!
– Особенности бизнеса в Туртасе? Они в том, что живём мы на периферии и у нас свои условия жизни. С одной стороны, вроде бы плохо, с другой – повезло. Плохо то, что рынок маленький, хорошо, что живём своим тесным мирком, друг друга знаем «от» и «до». Проблемы, если возникнут, решаем сообща: кому-то срочно надо помочь – выручаешь, глядишь, завтра тебе помогут. Не знаю, может, в больших городах то же самое, но теснее нашего общения, мне кажется, нет.
Оканчивать работу заполночь – норма
Конечно, можно получать 30–40 тыс. зарплаты и жить себе спокойненько. А можно такую обузу на себя взвалить – не продохнёшь, если уж говорить про Извина. Взять его станцию технического обслуживания автомобилей, разместившуюся между Туртасом и трассой Тюмень – Ханты-Мансийск, то есть и не в посёлке, и не на трассе. Оказывается, в благополучном с виду предприятии нет водоснабжения – вода привозная. И газа нет. От магистрали 1,5–2 километра тянуть – это бешеные деньги. Отопление локальное – своё. Надо дрова закупать, а они нынче дорогие. Ко всему и охрана своя, значит, плати зарплату. А клиентов мало, сказывается удаление от посёлка. Трасса ближе, но СТО с неё не видно, а люди теперь привыкли, чтоб услуги под самый нос поднесли.
Как складывается день предпринимателя? По-разному. Звонки, разъезды, хождения по чиновникам. Порой и под машину слазишь. Что-то слесарям подсказать, а то и помочь. И в кузнечный цех заглянуть надо, заказы принять, с клиентами обсудить детали. Словом, расслабляться некогда – ни выходных, ни проходных. Правда, признался, в последнее время ленца, что ли, его стала одолевать, работу начинает в 9 утра, а то и попозже, зато оканчивает далеко заполночь. Получается, по биологическим часам «сова»? «Ну уж точно не «жаворонок» – смеётся. Вот в таком режиме и заставляет себя работать предприниматель Извин. Ну, а выходные… что выходные. Есть они, нет ли их, предприятие должно жить. А предприниматель необязательно должен быть самым крутым специалистом во всех делах, которыми он управляет. Его забота – эффективно организовывать труд наёмных специалистов и контролировать процесс. Чтобы всё крутилось: и отопление работало без сбоев, и вода была, и на территории порядок, и пожарная безопасность на высоте.
– При слове «пожарная», тут же всплывает ассоциация: «въедливые надзорные органы», не дающие предпринимателям ни минуты покоя. У вас как с этим? Часто наведываются?
– Я бы не сказал, что донимают. Периодически проверяют, но это их работа. При том, что по закону обязаны предупредить: к вам плановые визиты тогда-то и тогда-то. Мы же обучаемся всем этим мероприятиям: пожарной и санитарной безопасности, устройству сигнализации и т. д. И если у нас всё в порядке, чего нам бояться. Случается, приезжают, находят какие-либо недочёты. Дают время на исправление, и мы исправляем. А чтобы «кошмарили», как порой пишете вы, журналисты, этого у нас нет. Наказывают за что? За нарушения. А если у тебя всё сделано и сделано правильно, какие могут быть претензии?
Кадры по-прежнему решают всё
– Как ты считаешь, какие сейчас наиболее актуальные проблемы стоят перед предпринимательством?
– Главная – нехватка кадров, специалистов. В советское время их массово и профессионально готовили в ГПТУ, я сам с такого начинал свои «университеты». А сейчас токари, например, уже все пенсионеры. Что-то понадобится «заковыристое» выточить – мы к ним. Но сегодня он, может, и согласится, а завтра какие-то обстоятельства не позволят. Вот и маемся, приходят иной раз «спецы», что не отличают карбюратор от генератора, таким, естественно, от ворот поворот. В лучшем случае, более толкового примем, чтобы обучить, подготовить. И ещё. Принимаешь на работу, а у него первый вопрос: какая у вас зарплата? А что ты умеешь делать, чтобы получить эту зарплату? Деньги не просто выдают по ведомости, их зарабатывают. Если ты дельный специалист, то и получать будешь соответственно. А если пришёл время отбывать, уж извини…
Предпринимателей из Москвы, Тюмени, Тобольска и иных, открывающих свой бизнес в Туртасе, Максим Владимирович отнюдь не считает врагами. Если зарегистрированы и оформлены как надо, пусть приезжают и работают – на здоровье! Он не против нормальной конкуренции настоящих предпринимателей. Иное дело так называемые «кустари», плодящие свой бизнес по гаражам и подсобкам. Чинят машины, налоги не платят, «зашибают деньгу», зачастую даже не зарегистрировавшись. Какая тут может быть конкуренция? Извин уверен: работай все по закону, цены бы выровнялись, и совсем необязательно в сторону увеличения, и качество бы повысилось, ведь у кого товары или услуги лучше, к тому бы и клиенты потянулись.
А ещё коснулись мы темы сырья. Для его производства это металл. Дорогой, особенно если везти из Тобольска. Можно, конечно, из Тюмени, но тогда транспортные расходы чуть ли не втридорога, недаром говорится: за морем телушка – полушка, да рубль перевоз. Доставка съедает львиную долю прибыли. Ну что поделать, времена ныне такие, только успевай считать, прикидывать, приспосабливаться.
Предпринимателями не рождаются
Дорога в бизнес усыпана отнюдь не розами, скорее, шипами. Нужна определённая хватка. Его родители из рабочих или, как он сказал, «обыкновенные рядовые граждане» – нет и не было в них предпринимательской жилки, он в себе её сам развил. Притом что детей в семье было пятеро, у отца с матерью одна насущная забота, как всех одеть, обуть, накормить, в люди вывести.
По своему образованию – средне-специальному и высшему – Извин технарь, да и по призванию тоже. В армии в инженерных войсках служил механиком-водителем. Единственный в районе аккредитованный техэксперт с правом проводить технические осмотры автотранспорта. Но для этого, помимо диплома, нужно ещё и специальное оборудование, в СТО Извина такое имеется, и он занимается техосмотром уже 7 лет. А в целом на гектаре территории, помимо станции техобслуживания, разместились кузнечный цех, магазин автозапчастей, стоянка ТО, буфет, шиномонтаж.
Интереса ради я заглянул в кузнечный цех. Представлялось, увижу закопчённые стены, непременный горн, наковальню, набор разнокалиберных молотков… Ничего подобного! В просторном светлом помещении – современные станки, способные гнуть, завивать, плющить железо. А вот почти готовый заказ – узорчатые витиеватого плетения ворота. И металлические в узорах столбы. Сюда и нужны специалисты, о которых упоминал Максим Владимирович. Впрочем, такие здесь есть – со знанием дела трудятся два Виталия – Сабирзянов и Сучков.
– А где ж вы находите эскизы, по которым затем претворяете фантазии в жизнь?
– Есть специальные каталоги, в Интернете масса интересного, да и сами заказчики предоставляют свои эскизы и проекты. Естественно, хотелось бы больше заказов. Чтобы облагородить посёлок оригинальными ограждениями, украсить детские площадки, клумбы и вазоны.
В энциклопедических словарях сказано: «Предпринимательство – экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг. Но нет никаких гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потери всего имущества или его части». И всё-таки люди идут на этот риск. Почему?
Ответ частично прояснился для меня в ходе знакомства с Максимом Владимировичем Извиным. Управляя своим бизнесом, работая в своих интересах, он сам распоряжается своим временем – и это ему по душе. Более всего он ценит свободу. И не желает быть винтиком. Даже гипотетически.
Александр ПАРАМОНОВ /фото автора/
Уватский район