«Мы реализуем амбициозный проект»

Экономика

Представители Росавиации и АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» заложили «капсулу времени»  

В России реализуется масштабный проект «Аэронавигационная система России». Один из элементов этой системы – укрупненный аэронавигационный центр − строится в аэропорту Рощино, под Тюменью. 

Заказчиком является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), генеральным подрядчиком − АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», на предприятиях которого изготовлено все, что сейчас летает в космосе. Исполнитель работ – ЗАО «СПИНОКС». 

Строительство совпало  с 25-летним юбилеем филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Государственной корпорации  по организации воздушного движения в Российской Федерации (ФГУП «Гос­корпорация по ОрВД»). В Тюмень приехали руководители всех  территориальных подразделений и представители Концерна «Алмаз-Антей». Состоялась серия мероприятий, в том числе знакомство со строящимся объектом и закладка «капсулы времени».

В глаза бросаются непривычно гладкие монолитные стены строящегося корпуса (при постукивании бетон звенит), чуть поодаль находится уже построенное бомбоубежище – непременный атрибут такого рода объектов. Выполнено 56 процентов бетонных работ. Льют днем и ночью – влажная погода способствует качеству. 

На площадке ни малейшей суеты – приехавшие разбились по небольшим группам, решают свои вопросы. Заместитель губернатора Евгений Заболотный уточняет зону ответственности.

− Мы особо не привязываемся к границам субъектов РФ, −  говорит начальник Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Александр Шулепов. –  Наше дело оказать качественную аэронавигационную услугу. 

 На всем протяжении полета от Камчатки  до Калининграда  самолет ведут диспетчеры. В Росавиации работает 26 тысяч человек, из них в Уральском межрегиональном территориальном управлении − 6,5 тысячи.

− Значит, российский или иностранный лайнер заходит в вашу зону, и вы будете им управлять – ваша зона расширяется от Ледовитого океана до Казахстана и от Урала до Красноярского края?

− Мы и сейчас так управляем: на Мысе Каменном наши люди сидят, в Салехарде …   Они переедут сюда, здесь для работы совсем другие условия!

Тюмень получит дополнительные высококвалифицированные рабочие места – «с хорошо поставленным английским и всеми другими делами, − вступает в разговор генеральный директор Государственной корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации Игорь Моисеенко. – У международных провайдеров есть слоган: «Стать первыми среди поставщиков аэронавигационной услуги». Мы  решили переиначить слоган, заменив всего одно слово: «Стать лучшими среди поставщиков аэронавигационной услуги».

− Международные стандарты IKAO везде одинаковые − что в Европе, что в Америке, что в России. Мы ничем не отличаемся. В аэронавигации есть такое понятие, как бесшовное воздушное пространство по предоставлению равноценной аэронавигационной услуги, − поясняет Шулепов.  

Отличаемся, надо полагать, географией, поскольку полетная зона, которая будет управляться из Тюмени, сопоставима по площади с Европой. Одно дело, когда диспетчеры сидят в разных странах (вспомните случай над Женевским озером), и совсем другое – если в одном месте. 

− Тут уже, можно сказать, все готово, − обведя взглядом поднятое под потолок второго этажа монолитное здание и прикидывая темп работ, в раздумье произносит Заболотный.

− О полной готовности мы поговорим в конце 2017 года, когда выполним весь комплекс работ и приедем сюда по хорошей дороге, − замечает Шулепов.

− Ну, дорога все-таки федеральная, − уточняет один из специалистов.

− Давайте деньги из федерального бюджета быстро передадим аэропорту, пусть делает! − предлагает заместитель генерального директора по гражданской продукции и продукции двойного назначения АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Дмитрий Савицкий, генеральный подрядчик, инженер с большой буквы и легендарная личность, ранее работавший в Росавиации. Похоже, у тюменских подрядчиков появится новый заказ.

Генеральный директор ЗАО «СПИНОКС» Андрей Горемыкин, исполнитель работ, привлек на строительство семь тюменских подрядчиков. «Сложно им поначалу пришлось: исключительно высокие требования к качеству. Ничего, привыкли. Зато сейчас могут строить любые объекты! Иногородних предприятий на площадке нет. Нет представителей союзных республик: объект специфичный, работают только граждане России – таково требование заказчика».

До недавних пор «СПИНОКС» был известен объектами водо­очистки и водоподготовки, которые строит по городам и весям Уральского Федерального округа, в том числе для «оборонки». Но в 2014 году в стране случился кризис, губернатор Владимир Якушев собрал совещание: ребята, с бюджетом будет тяжело – думайте о диверсификации и выходе на новые рынки. «Вот и придумали: вышли на «Алмаз-Антей», доказали, что можем соответствовать их требованиям – на сегодняшний день построено четыре объекта», − говорит Горемыкин. 

Самый  сложный, разумеется, здесь. Бетонные сооружения, которые сейчас у всех на виду,  − это далеко не весь объем работ.  «Всего три тысячи кубов –  не так уж и много. Основные работы – впереди», − поясняет директор. 

Андрей Горемыкин и первый заместитель генерального директора Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации Владимир Гульченко  обсуждают, что сделано и что ещё предстоит. Горемыкин благодарит заказчика за то, что он послал на стройку проектировщиков: «Когда они приехали – это ж совсем другое дело! Что-то они хотят изменить, что-то – мы,  все решается оперативно». – «Что у нас с поставщиками?» − «Работаем…». Это не доклад высокому московскому начальнику провинциального директора, а беседа специалистов, что не может не радовать. 

«Повезло тебе: классного исполнителя нашел», − заметил директору филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Александру Зубову кто-то из коллег. «Ничего себе повезло, − отвечал тот, − ты знаешь, сколько организаций промониторили!».

Тем временем собравшимся предлагают приступить к торжественной части. Евгений Заболотный говорит о значимости проекта для России в целом и Тюменской области в частности. Александр Шулепов поздравляет коллектив филиала «Аэронавигация Севера Сибири» с 25-летием. Он увидел «отличный старт» строительства и надеется, что «таким же будет финиш». Игорь Моисеенко замечает, что всего месяц назад он был на площадке и теперь видит, насколько плодотворно работают заказчик и подрядчик: «Только в сравнении можно понять, что сделано и как сделано!» − и зачитывает обширное благодарственное письмо в адрес «СПИНОКСа». Зампред областной Думы Геннадий Корепанов говорит о пополнении бюджета налогами. 

Дмитрий Савицкий от имени руководства «Концерна ВКО «Алмаз-Антей», заверяет, что «та техника, которая здесь начнёт работать, будет перспективна и будет работать на перспективу». «Только совместными усилиями заказчика и подрядчика можно сделать что-то полезное для нашей страны. Пока мы едины – мы непобедимы!».

Александр Зубов зачитывает обращение к потомкам. Суть послания: «Мы реализуем амбициозный проект, надеемся, что вы будете достойными преемниками и пойдете дальше нас».  

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН /рис./


28013