Пресс-обзор
ЕАЭС и Экономический пояс Шёлкового пути, возможно, станут прологом к формированию большого евразийского партнёрства
В минувшие выходные начался и стремительно завершился визит Владимира Путина в Китай. Местная пресса охарактеризовала его как «вихреобразный» – менее чем за сутки Путин провел несколько встреч с первой тройкой китайских официальных лиц и подписал десятки соглашений.
Перед этим российский лидер принял участие в заседании саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте, который также оказался более чем продуктивным: впервые организация расширила ряды, приняв в свой состав третью экономику мира.
А теперь − к деталям. Обычно саммиты ШОС проходят без особых сюрпризов − на них «сверяются часы» и оформляются достигнутые ранее договоренности. Нынешний, пятнадцатый по счету, вышел необычным. Организация получила сразу три заявки на вступление – от Сирии, Израиля и Египта, которые не страдают излишней симпатией друг к другу.
То же можно сказать об Индии и Пакистане, об Индии и Китае. Однако подписи под меморандумом об обязательствах индийский премьер Нарендра Моди и пакистанский президент Мамнун Хусейн поставили. Это ключевой момент в процессе присоединения двух стран к ШОС. В течение года им предстоит подписать еще несколько документов, и если все пройдет без эксцессов, на следующем саммите Индия и Пакистан уже будут представлены как полноправные члены. Для ШОС важность момента переоценить сложно: это первое расширение организации со дня создания, причем сразу за счет двух ядерных держав, одна из которых является третьей экономикой мира.
Членство Индии в ШОС – это в известной степени триумф России. Путь в организацию для Индии был трудным — из-за территориальных споров с Пакистаном и КНР и понятных опасений Пекина по поводу амбиций Нью-Дели, претендующего на роль регионального лидера. Именно России как стратегическому партнеру и Китая, и Индии выпала роль примирителя и арбитра.
Приемом Индии в состав ШОС дело не ограничилось. Состоялась важная встреча министров обороны стран ШОС. Вопросы безопасности, как следует из итоговых документов, волнуют всех участников, особенно в свете Афганистана, Ирака и Сирии.
Помимо координации антитеррористических действий, лидеры ШОС договорились помогать друг другу в случае экономического кризиса и не допускать замедления экономического роста. Чтобы ускорить развитие инфраструктуры, российский президент предложил странам, не входящим в Евразийский экономический союз, подключиться к сопряжению ЕАЭС и проекта «Экономический пояс шелкового пути» (ЭПШП), что, по его мнению, должно стать прологом к формированию большого евразийского партнерства.
Словами не ограничились: Владимир Путин, Си Цзиньпин и монгольский президент Цахиагийн Элбэгдорж подписали соглашение о создании экономического коридора, который должен стать одной из веток будущего единого инфраструктурно-экономического проекта.
Затем последовал визит Путина в Пекин. Буквально за сутки он успел встретиться с первой тройкой китайских политиков – председателем КНР Си Цзиньпином, премьером Ли Кэцяном и главой парламента Чжан Дэцзяном – и принять участие в подписании десятков соглашений.
Такая стремительность стала возможна благодаря долгой и кропотливой подготовке: в апреле глава российского МИДа Сергей Лавров летал в Пекин, чтобы обсудить будущий визит президента, а китайский коллега Ван И заранее называл этот визит «важнейшим внешнеполитическим событием деятельности России и Китая».
Не секрет, что отношения России и КНР строились в первую очередь на политической, а не на экономической базе, открывает тему «Лента.ru». Москва намерена изменить сложившуюся ситуацию.
«Экономика лежит в основе межгосударственных связей, и мы очень многое делаем, чтобы этот фундамент укреплялся», − заявил Путин.
И серьезность намерений Кремля сомнений не вызывала (в состав делегации вошли три вице-премьера, первый вице-премьер и ключевые фигуры почти всех отраслей российской экономики).
В отличие от предыдущих встреч, в этот раз было заключено множество конкретных соглашений, включая три лично подписанных Владимиром Путиным и Си Цзиньпином.
Особенно преуспела «Роснефть», которая подписала ряд важных документов в присутствии первых лиц. Так, с китайским нефтехимическим лидером Sinopec российская нефтяная госкомпания заключила рамочное соглашение о подготовке проекта строительства и эксплуатации газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в районе Ангарска на базе месторождений Юрубчено-Тохомского кластера Восточной Сибири. Там будут производить полиэтилен и полипропилен.
Еще три предприятия нефтегазохимии стороны планируют создать в районе Новокуйбышевска (Самарская область) и в Западной Сибири, сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин. В случае успешных результатов работы, предусмотренных рамочным соглашением, в 2017 году предполагается создать совместное предприятие «Роснефти» и Sinopec.
С химической компанией ChemChina «Роснефть» подписала контракт на поставку сырья по системе нефтепроводов Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Договор рассчитан на период с 1 августа текущего года по 31 июля 2017-го. «Мы подписали продление поставок нефти, которое будет предусматривать ежемесячное направление в адрес ChemChina. Это примерно от 1,2 млн тонн в год (минимальная поставка) до 2,4 млн тонн (дополнительно). Это морские поставки через Находку», – пояснил Сечин.
Мало того, согласно еще одному документу, подписанному в ходе визита Путина в Пекин, ChemChina войдет в проект строительства комбината Восточной нефтехимической компании в Приморье с 40-процентной долей, отмечает teknoblog.ru.
Китайская Beijing Gas договорилась приобрести у «Роснефти» 20% в предприятии «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ). «Крайне важная договоренность – о вхождении Beijing Gas в проект ВЧНГ. На этом этапе мы подписали основные принципы соглашения, которые определяют ценовые параметры. Документ является обязывающим. После прохождения соответствующих процедур мы в ближайшее время завершим эту сделку», – пояснил Сечин.
Кроме того, «Роснефть» и нефтесервисная компания «Кежуй» (Shandong Kerui Petroleum Equipment) подписали меморандум о взаимопонимании в отношении стратегического сотрудничества. «Кежуй» займется оказанием подрядных услуг для российской компании в Западной и Восточной Сибири, в том числе при разработке трудноизвлекаемых запасов. «Роснефть» договорилась с китайской стороной о помощи в организации на первом этапе как минимум четырех баз техники для гидроразрыва пласта (ГРП).
Наконец детище «Роснефти» – дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда» заключил контракт с компаниями China Shipbuilding & Offshore International (CSOC) и Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry (BSIC) на строительство и поставку транспортно-передаточного дока грузоподъемностью 40 тысяч тонн. В нем на судоверфи будет производиться морская техника для освоения месторождений нефти и газа на шельфе Арктики. Контракт предусматривает, что китайские компании разработают проектно-конструкторскую документацию, изготовят оборудование, обучат экипаж и проведут окончательные испытания дока в бухте Большой Камень, где сейчас оборудуют комплекс «Звезда».
«Интерес к проекту лидеров отрасли демонстрирует потенциал и перспективность СК «Звезда». Первый крупный блок строящегося судна будет готов уже к началу сентября», – заявил Сечин после подписания контракта.
Не остались в стороне и другие лидеры нефтегазовой отрасли России и Китая. Так, «Газпром» и CNPC (Китайская национальная нефтегазовая корпорация) скрепили подписями долгожданный меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере строительства подземных хранилищ газа и газовых ТЭС на территории КНР в форме совместного предприятия.
Глава крупнейшего в РФ независимого производителя газа – компании НОВАТЭК – Леонид Михельсон подписал с Банком развития Китая и Экспортно-импортным банком протокол о начале выборки заемных средств для реализации проекта «Ямал СПГ».
Нефтегазовыми проектами дело не ограничилось. Одним из ключевых стало соглашение о создании нового пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера, над проектом которого будет работать совместное российско-китайское предприятие. Предполагается, что самолет, вмещающий до 300 пассажиров, станет конкурентом лайнерам Airbus и Boeing не только на российском и китайском, но и на мировом рынке.
Кроме того, Москва и Пекин договорились о программе строительства тяжелого гражданского вертолета, в разработке которого примут участие «Вертолеты России». Ожидается, что эти проекты помогут загрузить заказами российских производителей гражданской авиации.
Еще один громкий проект, переговоры о котором планируется завершить до конца года, – высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань. Подвижной состав и железнодорожное оборудование будут производить на территории России, первые работы могут начаться уже в первой половине 2017 года.
«Строительство магистрали, − подчеркнул российский президент, − лежит в русле инициативы о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП и поможет в перспективе сформировать общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте».
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Евгений КРАН /рис./