О моде, вкусной еде и мужских симпатиях

Журнал для хозяек

Сто лет тому назад в Тюмень доставлялась популярная столичная пресса, которой стремилась обладать каждая уважающая себя представительница прекрасного пола: «Журнал для хозяек» и «Журнал для женщин». Хоть и считались издания дамскими, мужчины любопытствовали: «что этакое там пишут?», а иногда отсылали в редакции занятные статьи. Полистаем подшивку за 1914 год, посмотрим, из чего складывалась повседневная жизнь горожан, что их волновало и радовало.  

Михаил Пришвин против кабака 

В столичной прессе встретить упоминание о земляках, считай, – большая удача. «Журнал для женщин» сообщает, что Михаил Пришвин (тогда он был сотрудником «Русских ведомостей», слава писателя его ждала впереди), попал в глушь Новгородской губернии и «к великому своему изумлению услышал такое славословие: «Слава тебе, Господи, вся Россия обрадована!». Оказывается, это радость по поводу закрытия кабака. Крестьяне окружили г-на Пришвина и настоятельно просили написать просьбу Государю о закрытии монополии на все время. 

– Пиши, что вместо вина жертвуем по пяти рублей с головы… А когда кончатся деньги, опять по пяти и еще…

Крупные газеты сделали запросы у своих корреспондентов относительно того влияния, какое оказало на жизнь провинции запрещение продажи спиртных напитков. Ответы получились красноречивые. Повсеместно сильное уменьшение количества преступлений (от 50 до 90%) и почти полнейшее исчезновение хулиганства. Все это должно пойти насмарку, если продажа вина и водки будет допущена в таких же размерах, как это было раньше, если водка будет по-прежнему главным источником государственных доходов».

Репортер, подписавшийся инициалами К. М, утверждал: «Если Россия сотрет главу зеленого змия, то много в этом помогут женщины». И что наш М. Пришвин? Он передал народную просьбу о борьбе с кабаком, куда следует.  

«Венец творения»

В начале XX века женщины вели упорную борьбу за равные права с мужчинами. Дамские журналы зорко следили за событиями, происходящими на просторах в Российской империи. Возмущение прекрасных дам вызвало решение Харьковской управы не принимать на должность делопроизводителей отдела внешкольного образования женщин. А вот начальник управления железных дорог Викторов в феврале 1914 года совершил смелый поступок – принял на должность помощника делопроизводителя с окладом 900 р. Храмову, окончившую юридический факультет высших женских курсов. И она стала первой женщиной-чиновником. 

В том же году на кафедре Московского университета впервые защитила диссертацию женщина-провизор София Цеглин. «Это знаменует завоевание женщиной вершин в профессии, которая в ближайшем будущем будет исключительно женской профессией», – прозорливо замечали аптекари. 

Синод православной церкви разрешил приглашать лиц женского пола для преподавания языков в местных духовных училищах. Ранее женщина-учительница могла преподавать только в начальной мужской школе. 

На собрании лиги равноправия женщин В. Г. Емельянова прочла доклад, в котором доказала, что «Женщина – венец творения». Собравшимся барышням доклад очень понравился, они горячо аплодировали г-же Емельяновой, о мужской реакции на услышанное в заметке не сообщается. 

«Зачем оставаться толстым?»

Конечно же, дамская пресса публиковала кулинарные рецепты и огромное число рисунков модной одежды. Бесплатно прилагались выкройки, красивейшие рисунки для вышивок и давались советы,  как это роскошество изготовить своими руками. Мастерицам, как говорится, «иголку с ниткой – в руки». Те же, кто не овладели швейным искусством из опубликованных объявлений, узнавали, где открыты курсы рукоделия.  

Как и в наши дни, большинство людей хотели похудеть, о том свидетельствует реклама, кочующая из номера в номер. «Каждый толстый человек, мужчина или женщина может приобрести всегда изящную естественную фигуру, если он будет регулярно принимать порошки д-ра Маркони, являющиеся единственно приятными и совершенно безвредными. Как бы дородность не была велика, она не устоит против удивительного действия этого чудного лекарства, так прекрасно снимающего жир. Оно тысячам возвращало нормальный вес и естественные грациозные размеры, а также здоровый цвет лица, силу и энергию юности…». Ну и так далее. Искусно написанный текст ловил на удочку читателя с пышными формами: как-никак на 4 фунта (409,5 гр. – Е. Д.) за неделю сгорал вес от употребления чудесного порошка, продаваемого в Москве, на улице Покровка, 9. Иногородним высылался по почте с задатком в размере 1 р. 

«Зачем иметь седые волосы?»

Другая реклама не менее завлекательная: «Восстановите натуральный цвет волос, не прибегая к ядовитым краскам!». Некая безымянная особа откровенничала: «В течение целого ряда лет я красила волосы грязными, липкими, разрушающими красками, пока, наконец, мне удалось открыть простой способ ухода за волосами. Я несказанно была рада переменам, происшедшим в моей наружности, слыша множество замечаний моих друзей: «Как вы помолодели!», «Как хорошо вы выглядите!» и проч. Я решила поделиться моим секретом с публикой. Каждому читателю я сообщу его. При запросе благоволите приложить две 7-коп. марки на ответ. Лаборатория «Кальтоко», Москва. Отд. 80». 

За давностью лет не узнать, кто воспользовался волшебными порошками и секретами по омоложению тела и наружности, и каков был эффект. 

Любопытно, что и сегодня можно видеть подобные объявления о чудесных средствах и пищевых добавках. 

Письмо сердитого мужчины 

«Венцы творения» тратятся на дорогую косметику, мучают себя диетами, а мужчины? Мужчины любят естественную красоту. За подписью Sanusнекий господин изложил свои мысли: «Мне пришлось быть на большом балу в одном губернском городе. Женский персонал этого бала произвел на меня тяжелое впечатление. В гулком, сверкающем зале женщины ходили, как куклы, как изваяния, в декольтированных, кричащих о похоти платьях, с густо-напудренными лицами, увенчанными коронами волос, сверкающих металлами и камнями, бледные, узкоплечие, мелкие и хрупкие, как дети. 

Я глядел на эту разношерстную толпу и спрашивал себя, что заставляет всех женщин мазаться пудрой, облекать свое тело в унизительные платья, которые рекомендуют дрянные модные журналы. Что заставляет большинство наших женщин гадить свое тело косметической рухлядью, портить здоровье, хилеть, мельчать?». 

Что заставляет? Странный вопрос: желание нравиться. Вот только со вкусом у некоторых особ не всегда было все в порядке. Как, впрочем, и сейчас. 

Поможем нашим воинам!

28 июля 1914 года началась Первая мировая война, в России тогда ее называли Германской. В виду военного времени редакции отодвинули на второй план обычные жизненные интересы. Появились статьи о событиях текущего момента. Кроме того, редакция «Журнала для хозяек» предоставила помещения в своих мастерских для заготовления белья санитарным отрядам, отправляющимся на войну. Но так как редакция не имела возможности приобрести необходимое количество материала для работы, читательницы посодействовали в этом вопросе, пожертвовали ткань и оказали другую посильную помощь раненым русским воинам. 

Уже в сентябре 1914 года «Журнал для хозяек» взял на себя обязанность найма помещений для лазаретов, устройство кухонь и яслей для семейств воинов. Повсеместно в российских городах открывались курсы сестер милосердия, в провинциях создавались организации помощи раненым. Журналисты призывали поддержать всякую инициативу женщин, направленную в помощь фронту.  

Но, кому – война, а кому – мать родна. Некоторые коммерсанты, в том числе и тюменские, нажили свои барыши на торговле бельем. 

«Журнал для хозяек», несмотря на сложное время, предоставлял своим читательницам возможность выписать косметический товар из Парижа фирм «Лантерик» и «Лескадье». Цены на различные крема и пудры были умеренными. Пересылка по европейским городам России, например, «Воды доктора Вотье для роста ресниц» обходилась в 2 р., крема от морщин фирмы «Кларк» – 2 р, хны персидской 1\4 фунта – 4 р. Пересылка в Сибирь – вдвое дороже. 

Кстати сказать, дамские издания конкурировали друг с другом, бились за читателя, пытались прекратить спекуляцию, так как в провинции, в том числе и в Тюмени, распространители завышали цену. Редакции «покорнейше просили розничных покупателей сообщать о досадных фактах». Подписная цена московского «Журнала для хозяек» с доставкой и пересылкой была вполне приятной: на год – 4 р. 60 к, на полгода – 2 р. 75, на 3 месяца – 90 к. Конкурент «Журнал для женщин», имевший отделение в Санкт-Петербурге, на полтинничек убавил цены. Что же касается оформления и содержания, вот ей Богу, издания – как близнецы-братья. 

После революции буржуазные журналы прекратили свое существование, но они стали прародителями журналов «Работница» и «Крестьянка», которые выписывала каждая советская семья. 

P.S. Благодарю читателя газеты «Тюменская правда», ветерана труда, в молодости летчика, капитана экипажа ТУ-154 Юрия Горюшина за предоставленную возможность рассказать о раритетных изданиях. Юрий Николаевич интересуется историей, бережно хранит подшивку старинных журналов в надежде, что когда-нибудь она пригодится. Вот, пригодилась! Пронесутся годы, и этот номер «Тюменской правды» тоже станет артефактом…

НА СНИМКЕ: журнал 1914 года. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


27880