Волшебство бывает зримым

Гастроли

В Тюменском театре кукол прошли гастроли легендарного Государственного академического центрального театра кукол Сергея Образцова. Москвичи представили зрителям три спектакля: «Необыкновенный концерт», «По-щучьему велению», «Старый сеньор и…». Приезд стал возможен благодаря программе «Большие гастроли-2016», поддерживаемой Министерством культуры России.

Программа начала работать в 2014 году. Не секрет, что академические театры Москвы и Петербурга порой не в состоянии давать масштабные гастроли на стороне, привозя спектакли в том варианте, в котором они идут на своих сценах. Поэтому по указу президента РФ был учрежден Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. В этом году в программе примут участие 26 театров, они побывают в 45 регионах, а зрители увидят более 200 постановок известных режиссеров с участием любимых актеров. Несмотря на то, что «образцовцы» не так давно уже были в Тюмени, они вновь порадовали зрителей своим искусством. Все спектакли проходили при аншлагах. 

В прошлом году к юбилею Ершова театр привозил свой вариант сказки «Конек-Горбунок». А до этого коллектив в 2008 году участвовал в фестивале, где показывал свою визитную карточку «Необыкновенный концерт». Заслуженная артистка России Александра Горбунова служит в труппе почти 40 лет. Она не забыла и самый давний визит в Тюмени в 1979 году. Актриса отметила, как изменился город за это время, как из маленького и деревянного превратился в настоящий мегаполис. Горбунова даже вспомнила, в какой они раньше жили гостинице ("и какой комфорт теперь"). Удивительно, учитывая, что гастролирует театр по всему миру. Но у кукольников память особо тренированная, надо знать не только текст, но и механику каждой своей куклы. Вообще, отношения актера и куклы – отдельная тема. Как поладить с таким непростым партнером – у каждого свои секреты. Одним из них Александра Горбунова поделилась: «Если кукла на тебя смотрит свысока, значит, ты ее не освоил, не выдрессировал. Это все равно, как дрессировщик входит в вольер». На самом деле кукол делают с учетом того, кто их будет вести. Поэтому актеры принимают непосредственное участие в их создании. Коллектив работает в двух составах, и в каждом свои куклы. Еще один секрет – некоторых кукол ведут сразу несколько человек. Такой пример – Ангел из «Старого сеньора и…», он оживает благодаря слаженной работе четырех актеров. Их мастерство оценили в комитете  «Золотой маски». Вручать награду тем, кого не видишь, сложно. Андрей Нечаев, один из таких лауреатов, тоже поделился своими отношениями с куклами.

– Каждый спектакль я начинаю с чистого листа, заново осваиваю куклу. Ты должен быть причастным к происходящему, только тогда получается контакт и с партнером, и со зрителем.

А еще мы узнали, что Андрей подарил свой голос Филе из передачи «Спокойной ночи, малыши». «Образцовцы» очень гордятся, что большую часть любимых героев нескольких поколений детворы озвучивают и играют их актеры. Это тоже стало одной из традиций.

В театре очень органично сочетают традиции и современность. Есть спектакли, идущие десятилетиями с неизменным аншлагом, есть экспериментальные, доступные для понимания продвинутой аудитории. Ставят для взрослых (чего давно не делают в Тюмени), и это находит своего адресата. Недавно в афише появился «Фигаро», легкая комедия тут же стала хитом. Возможно, когда-нибудь ее привезут в Тюмень. До сих пор в репертуаре  «Божественная комедия», ее показывали в нашем городе. При общении с коллегами Тюменского театра кукол выяснилось, что проблемы у всех одни и те же. И главная – как заработать деньги, не поднимая цены на билеты. Чтобы решать такие общие задачи, в театре проводят конференции. Первой ласточкой стал семинар директоров, после него направили письмо министру культуры РФ за 56 подписями. К кукольникам присоединился председатель СТД России Александр Калягин, а также Георгий Тараторкин, возглавляющий оргкомитет «Золотой маски». Пока ждут ответа.

Открылись гастроли постановкой «Необыкновенный концерт», вошедший в книгу рекордов Гиннеса. Кстати, 19 июня ей исполнилось 70 лет. По этому поводу одновременно и в Москве, и в Омске, куда театр поехал после Тюмени, отметили знаменательную дату. Спектакль шел во всем мире и был понятен без перевода. Основа осталась та же, но фразы конферансье Эдуарда Апломбова подредактировали под современные реалии. Он по-прежнему полиглот, и все так же мгновенно реагирует на восприятие зала. На вопрос, почему не поменяли номера, ведь сейчас совершенно другая эстрада, ответили: «Тогда это был бы уже обыкновенный концерт».

«По-щучьему велению» еще старше, спектакль вышел в 1936 году. Сергей Образцов называл его «Наша «Чайка» по аналогии со знаменитой постановкой МХАТа. И что примечательно, все осталось так, как задумал режиссер Образцов. Перчаточные и механические куклы, слегка удаленная ширма. Сейчас такого не встретишь, все ушло в технику и шоу. А здесь милая сказка о счастливчике Емеле, которому привалила удача в лице щуки и волшебных слов. Но он оказался нежадным и щедро делился с окружающими. А золотое смеющееся солнце (на вращающейся ширме) смотрело на все происходящее и радовалось за нашего героя, устроившего личную жизнь с царевной Несмеяной, ставшей просто Машей.

Об обыкновенном счастье и постановка для взрослых «Старый сеньор и…» по мотивам новелл Габриеля Гарсия Маркеса. Три притчи впервые рассказаны языком театра кукол. Уникальна и техника – у марионеток не стало нитей, их заменили трости и руки актеров. Получилось, куклы в руках божественной судьбы. И реальность превращается в зримое волшебство. Ведь приходя в театр кукол, мы все, вне зависимости от возраста, начинаем верить в чудо.

Юлия КОНКИНА

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/


27775