День балалайки
Стоило ударить по струнам, и она тут же без слов «запела»: «Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву…». От мелодии к мелодии менялось выражение лица исполнителя: взгляд то задумчивый, то игривый, с хитрым прищуром. Кажется, музыкант едва сдерживается, чтобы самому не пуститься в пляс.
У этого музыкального инструмента, ставшего, наряду с гармонью, символом русского народа, – праздник. День балалайки появился по инициативе музыкантов-народников. Впервые его отметили Международным конкурсом-фестивалем народной музыки в Крыму в 2008 году, когда исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию об инструменте и 125 лет с поры знакомства с балалайкой создателя и дирижера первого Национального оркестра русских народных инструментов Василия Андреева. Теперь фестивали, посвященные балалайке, ежегодно проходят по всей России. Праздник стал международным, потому что русскую балалайку любят и почитают в разных странах мира.
Павел Щиклин, директор Голышмановской школы искусств, не расстается с балалайкой со студенчества.
– На первом курсе Тобольского училища культуры меня взял в оркестр народных инструментов Александр Максимович Почежерцев. Мы с ним и в Москву выступать ездили. Кстати, Тобольский оркестр теперь носит его имя. А после я пять лет играл на балалайке в институтском оркестре. И в армию с балалайкой ушел! – рассказывает Павел Алексеевич.
– Шутите? И на призывном пункте вашу спутницу не изъяли? – уточняю.
– Да вокруг меня всегда было много солдат. Я весь гитарный репертуар на балалайке играл, ребята пели. Когда в Германии служил, играл в духовом и эстрадном оркестрах, – добавил Щиклин.
На дружественных концертах советских армейцев в ГДР (так называлась тогда Восточная Германия) всегда присутствовала балалайка. Однажды увидел генерал выступление Павла, и благодаря трехструнке солдат поехал домой в отпуск, билет на поезд из Дрездена до Голышманово на руки выдали.
– Эта балалайка очень ценная – подарок Тюменского оркестра народных инструментов, руководил которым Эммануил Гинтер. В восьмидесятых годах голышмановский оркестр был его спутником, вместе – единым коллективом – участвовали в конкурсах, ездили в Новосибирск, Пермь, другие города. На втором Всероссийском фестивале играли «Светит месяц», – вспоминает Павел Алексеевич. – Тюменцы и в наш поселок приезжали, выступали еще в старом Доме культуры имени Кирова. Мою любимую балалайку сделал великий мастер Нейман, используя многие сорта дерева. Творил с душой, видите, даже сердечко на корпусе.
Как отреагировала бы современная молодежь на появление в компании парня с балалайкой?.. Последним учеником Павла Алексеевича был Асет Кузенбаев. Замечательно играл, похвалил педагог, успешно выступал на региональных конкурсах, было это три года назад. Но остается основным в ДШИ класс гитары, и осваивать балалайку в нем Щиклин предлагает дополнительно. Благодаря этому Никита Кашин и вошел в состав младшего ансамбля народных инструментов «Росинка».
Галина БУРОВЦЕВА /фото автора/