"Тюменская БАМ"

Стройка века

Исполнилось 50 лет с начала строительства железнодорожной линии Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой – Ямбург.

Её называют «Тюменским БАМом», предвосхитившим прокладку  Байкало-Амурской магистрали. В начале 1960-х годов эта дорога понадобилась для освоения природных богатств Западной Сибири.

Именно у нас, в условиях вечной мерзлоты и сложных болотистых грунтов, были отработаны технологии, примененные позже в строительстве главной железной дороги Советского Союза. 

Строительство ж/д началось в 1966 году. Не прошло и года, как на левый берег Иртыша прибыл первый поезд. В марте 1969-го открылась станция Тобольск. Участок Тобольск – Сургут был запущен в августе 1975 года. И вот тут сроки строительства замедлились из-за пролегания дороги в таежной зоне с болотистыми участками и необходимости со-
оружения комплекса мостовых переходов через Обь и ее протоки. Но уже 14 ноября 1976 года поезда пришли в Нижневартовск.

20 мая 1978 года строители дошли до станции Ноябрьская. Весной 1980 года линия была доведена до Пуровска, в конце года – до Старого Уренгоя. В этом месте, на 577 километре от Ульт-Ягуна, возник поселок, который позже получил имя одного из строителей – Коротчаево.

От Коротчаево до Нового Уренгоя и далее на Пангоды и Надым дорога повторяет трассу заброшенной 501-й стройки, иногда используя ее насыпь. В 80-х годах для рабочего движения открываются участки до станций Пангоды и Старый Надым, а также новый участок Новый Уренгой – Ямбург – берег Обской губы…

Железная дорога Тюмень – Сургут – Уренгой (Нижневартовск) стала транспортным стержнем всего края. Вслед за ней началось строительство городов, автомобильных дорог, интенсивное освоение месторождений.

Работа по развитию сети железных дорог активизировалась, когда 20 июля 2012 года в Обской губе был заложен порт Сабетта. Он предназначен для отгрузки сжиженного природного газа с Южно-Тамбейского месторождения. Сразу после этого власти Ямало-Ненецкого автономного округа стали добиваться строительства к нему железной дороги от линии Обская – Бованенково – Карская.  Сейчас в автономном округе ведется работа по воплощению в жизнь проекта «Северный широтный ход» – железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.

Пресс-служба губернатора ЯНАО


27676