Славные даты
Сто лет тому назад в Тюмени снимали кино и делали снимки не хуже столичных фотографов. Мастера светописи Шустеры достойно вошли в историю города, оставив тюменцам богатое наследство. А краеведам – загадки, без которых история была бы пресной и неинтересной.
Приманка для публики
Шустрый Шустер везде поспевал. Умел уважить клиента прекрасной работой, тюменская знать наведывалась в его фотосалон, который заманчиво рекламировался: «Произвожу разные фотографические работы. Портреты, группы; принимаются заказы на фарфор. Большой выбор Тобольска, Тюмени и окрестностей. Высылаю по первому требованию наложенным платежом. Съемка архитектурных планов и внутренностей зданий. Цены самые умеренные. Негативы сохраняются».
Зорко следил Иосель Шевелевич за новинками кинематографа, чтобы публика шла в его электро-театры «Весь мир», «Прогресс» и «Модерн». Коммерция с леностью не дружит, расторопность и сметливость лучшие ее помощники. Шустер только однажды промахнулся. «Доброжелательная» газета «Ермак» в 1912 году сообщила: «В газетах, афишах и программах г. Шустер усиленно рекламировал, что в его электро-театрах выступят концертантки сестры Грей и готовится к постановке картина «Мертвая Петля». Публика заметила рекламу и готовилась уже дать предприимчивому директору и рекламу без всякого основания. Госпожи Грей с 22 июня выступают не в театрах г. Шустера, а в театре
г. Ромашева «Вольдемар» и там же идет картина «Мертвая петля». Бедный г. Шустер, что называется сел «в калошу» и теперь, как говорит, с отчаяния лишает свою голову последней растительности».
Издатель «Ермака» Алексей Максимович Афромеев с завидным постоянством выпускал стрелы критики. «В электро-театре «Весь мир» во время демонстрации картин постоянно ходят из фойэ в коридор, между экраном и зрителями, члены семьи директора, а иногда и сам директор и мешают смотреть картины. Следовало бы г. Шустеру внимательнее относиться к публике и не только не позволять себе расхаживать во время сеансов, но и запретить это делать другим».
«Г. Шустер, чтобы поднять несколько сборы в своем театре «Весь мир», выписал для демонстрации картину «Гибель Титаника», которую и рекламировал. Публика, очень интересуясь несчастным гигантом, поспешила пойти в театр, но здесь ее ожидало горькое разочарование. Предприимчивая фабрика картин Гомона дала снимки с групп спасенных, ледяных гор и каких-то кораблей, едва ли имевших какое-либо отношение к «Титанику». Конечно, снимков с «Титаника» в момент катастрофы не могло и быть, а громкое название, данное картине, есть ничто иное, как приманка для публики, которою предприимчивый г. Шустер и воспользовался».
Вскоре нашему герою улыбнулась удача. Он узнал, что в Тюмень 3 мая 1914 года приезжает Распутин! В три часа ночи Шустер берет экипаж и мчится с помощником из дома на Царской, 26 в Затюменку. Григорий Ефимович позволил запечатлеть свою персону. Вскоре «Сибирская торговая газета» известила о сенсации: «Съемка, приготовления к отъезду «старца», прощания и само отбытие продолжалось более часа. Лента, как мы слышали, уже запродана г. Шустером одной большой кинематографической фирме, и если Россия не увидит «старца» в кинематографе, то его увидит заграница».
Где эти бесценные свидетельства истории? Сгинули? Или все же всплывут на каком-нибудь аукционе? И есть еще одна загадка у краеведов.
Откуда родом?
Шустер Иосель Шевелевич (Иосиф Савельевич) родился в Тобольске в 1867 году. Там получил «низшее образование». По социальному положению – ремесленник. Был женат. Детей не имел. Фамилия Шустер довольно известная в фотографическом мире Сибири. На паспартУ (картонной рамке или подклейке для рисунка, фотографии) значится – А. Шустер. Кто это? Мужчина или женщина? Вся закавыка в инициалах. Благо, когда человек полностью пишет свое имя. Известно, что Фотография Шустера действовала в Тобольске в 1880-х годах. (Тогда фотосалоны называли просто – фотография). В 1890-м работа А. Шустер отмечена Высочайшей благодарностью Великой княгини Елизаветы Федоровны за участие во Всемирной выставке в Париже, а в 1895 году – похвальным отзывом на выставке в Кургане. По сведениям тюменского историка Валерия Чупина, 15 июля 1892 года разрешение на открытие собственной Фотографии в Тобольске получила жена рядового военнослужащего Асна Шустер. Основателем же династии считается тобольский мещанин Монс Шустер, Асна его невестка, Иосель и Семен ее сыновья.
В 1910 году Фотография А. Шустера работала в Тюмени на улице Царской (Республики). Когда она была открыта и как долго существовала – неясно. Написание фамилии в родительном падеже вызывает вопрос: кто был (была) Шустер? Профессор Виктор Копылов выдвигает версию: А. Шустер и Семен Шустер – один и тот же человек, имеющий два имени.
Известно, что Семен Шустер родился в 1877 году, жил в Тобольске. Он младший брат Иосифа Шустера. В 20-30-х годах Семен Савельевич жил на улице Комсомольской, 26. Работал фотокорреспондентом газеты «Красное знамя».
Может быть, братьев Шустеров было не два, а три? Ясно, что это была династия фотографов, оставивших после себя яркий след и почву для исследователей.
Фотосалон и кинотеатр «Весь мир» находились в двухэтажном доме Павлы Воробейчиковой. Шустер арендовал помещения. Во дворе стояла кочегарка, после переоборудованная под маленькую электростанцию. В 1919 году, по известным причинам, купеческое семейство Воробейчиковых покинуло Тюмень. Дом был муниципализирован, в 1925–1926 годах взят в аренду часовым мастером Петром Лучиновым. Кинотеатр «Весь мир» переименовали в «Художественный».
5 августа 1927 года местная газета «Красное знамя» пометила объявление: «Доводим до сведения граждан города Тюмени, что в субботу 6 августа будет открыт после ремонта кинотеатр «Художественный». Будет демонстрироваться внеочередной боевик «Солистка его величества» производства госвоенкино». Или вот очень любопытная реклама: «Демонстрируется новая выдающаяся германская фильма – кинороман в 8 частях «Львы Венеции». В главных ролях Таппи Вейзер, Вильгельм Догельман. Изумительные виды Венеции. Грандиозная постановка. Потрясающая игра артистов. Бесподобная фотография». «13, 14 и 15 сентября демонстрируется картина «Приключение Робинзона Крузо». Или «Чертова кошечка», «В когтях Советской власти».
В общем, было, что посмотреть. Интересно, ходил ли в свой бывший кинотеатр бывший господин, а теперь гражданин Шустер?
Таланты и завистники
8 января 1924 года в рубрике «Из зала суда» газета «Трудовой набат» поместила заметку под броским заголовком «Союз сифилитиков». Шустера вызвали на судебный процесс по поводу заразной болезни: «4 января с. г. в камере судьи 2-го участка в открытом заседании в присутствии губпрокурора слушалось уголовное дело. Обвинялся гражданин Ящук Александр в вымогательстве денег у гр. Шустера путем анонимного письма. Обвиняемый Ящук от защиты отказался, чувствуя «правоту» своего дела».
Автор С. Красный в ехидных тонах описывает происходящее в суде: «Свидетельница (тип старой барыньки) говорит приторно слащавым голосом: «Человек-то он хороший! Правду говорю! Несчастье ведь с человеком. Не виноват он! …Свидетель Сгальский с первых же слов начинает нести громадную чушь. Договорились до ручки. В своих показаниях противоречит сам себе… Иосиф Шевельевич выглядел совсем негоже: «Заплывшая фигура Шустера. Кое-как объяснился и сел в ожидании решения суда».
«Сочинитель» С. Красный явно испытывал личную неприязнь к Шустеру, либо нарочно сгустил краски, чтобы вышло чтиво для публики. Однако Шустер был оправдан. Что тут скажешь… Г. Ящук, похоже, из породы завистников и прочих тщеславных людишек, которые всегда найдутся у тех, кто успешней и талантливей. Однако скандальная история не повредила профессиональной карьере Шустера при большевистской власти. «Президиум окр-
исполкома поручил местному фотографу гр. Шустеру произвести ряд фотографических снимков в городе и районе округа для альбома к 10 годовщине Октябрьской революции. В Шатровском районе будут засняты находящиеся там сельскохозяйственные коммуны и колхозы. Засъемка начинается. Д. К.», – сообщила газета «Красное знамя» 15 сентября 1927 года.
Иосиф Шевелевич двумя годами ранее успел хорошо зарекомендовать себя перед новой властью. Он передал весьма ценную коллекцию фотографий, иллюстрирующих заметные события в жизни города.
Директор музея Павел Россомахин в газете «Красное знамя» (1927 г.) прозорливо замечал: «Старая Тюмень уходит. Постепенно уничтожаются старые здания и другие памятники прошлого… В музее очень мало фотографий, рисунков и т.п., изображающих старую Тюмень… Не лучше ли все это объединить, сконцентрировать в музее, дать возможность изучить прошлое всем тем, кто желает».
Так и произошло. В Тюменском краеведческом музее хранится коллекция старых фото. Можно часами разглядывать черно-белые карточки: первые демонстрации пролетариев двигаются уже не по Царской, а по недавно переименованной улице Республики. Рабочие в цехах и труженицы у конвейера строят новую жизнь, наполненную новыми идеалами… На старых фото живут люди, которых давно уже нет, происходят события, которые были знаковыми в истории города. Даже если не удается узнать, кто конкретно это люди, интерес к прошлому ничуть не угасает. Он вспыхивает вдруг так неожиданно, и ошеломляет.
…Иосель Шустер покинул земной мир 11 ноября 1927 года от «паралича сердца». Его брат Семен скончался в Тюмени во время войны – 2 декабря 1943.
В 1936-м снесли ту часть дома Воробейчиковой, в которой находились фотосалон и кинотеатр. Это участок улицы от дома Республики, 30 а возле пельменной.
А история в фотографиях и документах осталась.
Эта фотография С. Шустера, как и некоторые другие его снимки, демонстрировалась на выставках «Эйн момент!». Тюмень глазами еврейских фотографов» и «Старый фотограф». Все любители истории имели уникальную возможность перенестись в 20-е годы прошлого века, почувствовать ритм города.
НА СНИМКЕ: «День красного пожарного». В центре снимка Благовещенский собор, который был взорван в 1932 году.
Елена ДУБОВСКАЯ /фоторепродукция автора/