К 430-летию Тюмени
Вглядываясь в старые фотографии, сделанные в Тюмени в конце XIX – начале XX века, ловлю себя на том, сколь манящ этот мир давно ушедшего времени, мир, запечатленный и одновременно как бы зашифрованный мастером светописи. Тогдашняя торжественная манера держаться перед «аппаратом», характерный для той поры сосредоточенный взгляд прямо в объектив, кажущиеся старомодными сегодня костюмы, шляпки, рюшечки... Снимки на удивление хорошо сохранились и вот уже полтора века несут в себе некую тайну, и никто не знает, где ключ к отгадке их притягательности. На старые фотографии хочется смотреть, не отрывая глаз.
Флёр времён, ностальгия и отпечаток эпохи
Безыскусные, в общем-то, словесные ухищрения тогдашних фотографов типа: «сто грамм улыбочки!», «сейчас вылетит птичка!», «айн момент!»… вызывали в портретируемом некую мимическую реакцию. А кудеснику по ту сторону объектива только того и надо: щёлк, и твоё изображение зафиксировано аппаратом. Фотомастер затем как-то уж совсем буднично называет дату и время, когда ты должен придти «за карточками». Милое, наивное и, к сожалению, уже далёкое время. Оно пробуждается в нас некой ностальгией каждый раз при посещении модных теперь экспозиций старинных фото. Часть изображений вытаскивается на свет божий из музейных фондов, а в основной своей массе – это уникальные коллекции замечательных тюменских собирателей. Стародавние снимки отличает какая-то неповторимая открытость на лицах людей, живших в ту пору. Особенно трогательны, конечно, дети. И флер эпохи угадывается даже сквозь временную пелену, покрывшую поверхность изображений. Неспешная патриархальная Тюмень, улица Царская, Благовещенский собор во всей своей красе на берегу Туры. Но что это? Рядом – фотодокумент, где запечатлён момент уничтожения храма: среди руин проглядывает сброшенный купол. А около – какие-то люди. Лиц почти не видно, но в том, как они стоят, угадывается их отношение к выполненной задаче: они гордятся собой, считают себя чуть ли не героями в борьбе с религией. Автор, бесстрастный и правдивый летописец, вполне, возможно, не подозревал, какую обличительную силу обретёт снимок спустя десятилетия…
...Вот фотомастер зафиксировал в начале века момент пуска электростанции в Тюмени (1912 год). На другом фото – учащиеся одной из тюменских школ на уроке Закона Божьего – март 1895 года, 21 час и пометка: ночной снимок. По своей четкости «карточка» может дать фору многим современным изображениям. Есть и уникальный отпечаток – самый первый в истории, датированный 1826 годом и полученный каким-то наверняка забытым теперь способом. Встречаются и сюжеты забавные. Перед аппаратом сидят взрослые серьезные люди, в том числе церковнослужители с крестами на груди. А на обороте читаем такую надпись: «На добрую память от любимого сына – дитя Алексея Протопопова». Пытаюсь узнать, кто из них «дитя»...
Первопроходцы фотодела в Тюмени
Считается, что начало этому интересному занятию было положено ссыльными декабристами, которые, занимаясь широкой просветительской деятельностью, не обошли вниманием и это новшество. Первым тюменским фотографом еще называют К. Высоцкого (1835 - 1887), известного в здешних кругах просветителя, гуманиста, владельца типолитографии. Согласно исторической справке, он открывает фотомастерскую в 1866 году и производит тремя аппаратами работ на 1400 рублей в год. По-видимому, такой «объем» впечатлял сведущих людей. Фотография, как и любое новое дело, вначале была достаточно дорогостоящим удовольствием, которое могли себе позволить лишь немногие. Правда, в конце XIX века процесс усовершенствовался и, соответственно, удешевился, что позволило ему стать более доступным для широких масс желающих. Вот тогда-то и появились в Тюмени фотопавильоны и художественные ателье – на улице Царской в доме Колмагорова, на Садовой, на Смоленской... Владели ими А. Антонов, В. Бровцын, В. Маргин, Л. Родионов, А. Шустер, И. Кадыш, С. Кардонский, Т. Огибенин, братья Козловы...
Фотограф А. Шустер, к примеру, в 1890 году имел Высочайшую благодарность Великой княгини Елизаветы Фёдоровны за участие во всемирной выставке в Париже, а в 1895-м – был отмечен похвальным отзывом на выставке в Кургане. А его коллега И. Кадыш первым в нашем городе начал работать в технике фотоколлажа, создал объёмистый фотоальбом, посвящённый строительству железной дороги Екатеринбург – Тюмень (он, кстати, хранится в фондах областного краеведческого музея).
По свидетельствам современников, мастер Огибенин одним из первых в Зауралье (ещё в 1894 году) «использовал при подготовке фотографий электрическое освещение, изображение в естественных цветах, стереосъемку для получения объемности снятых предметов». На открытках того времени, отражавших местные достопримечательности и городские пейзажи, указывались фамилии издателя, владельца типографии, делалась соответствующая «отпечатка» на обратной стороне: «По фотографии Огибенина. Тюмень». В начале XX века его, уже признанного профессионала, пригласили в Париж на всемирную фотографическую выставку, где он «достойно представлял своими работами Россию, Сибирь». В советское время заслуги мастера были забыты, богатейший архив сгорел, а фотопавильон передали в ателье «Бытовик». Располагалась знаменитая фотография Огибенина на углу улиц Войновской и Знаменской (ныне – Кирова и Володарского), недалеко от Знаменской церкви.
Светопись – Махина для снимания першпектив
Жизнь сегодня невозможно представить без фотографии, а она, в свою очередь, неотделима от жизни. Благодаря так называемой «светописи», появившейся полтора века назад, мы имеем возможность увидеть задокументированное изображение прошлого, созерцать прекрасные мгновения того времени, остановленные щелчком фотоаппарата. Кстати, о технике той поры сегодня можно судить не абстрактно, а вполне конкретно – и тоже благодаря сохранившимся в Тюмени бесценным экземплярам. Вот один из первых представителей славного семейства фотоаппаратов – «Кодак» образца XIX века. Поскольку в России сии штуковины в ту пору были в диковинку, фотокамеру именовали не иначе как «махина для снимания першпектив». Оптической промышленностью, собственно, как и фотоаппаратостроением страна обзавелась только в двадцатые годы.
С технической точки зрения, секрет невероятной четкости изображения в работах дореволюционных мастеров в том, что фотографии готовились контактной печатью – это когда размеры негатива и отпечатка совпадали. Некоторые знатоки обязательно делают поправку на неспешность той эпохи, несуетность. Отсюда и та основательность, если хотите, фундаментальность творческой манеры, характерной для тех волшебников светописи. Для них не составляло особого труда ходить по городу со «стреноженными» громоздкими аппаратами на плече, производить тут и там тщательные, граничащие со священнодействием съемки. У профессионалов было непреложное правило: фотографии обязательно наклеивались на картонные подложки достаточной жесткости, что обеспечивало многолетнюю сохранность отпечатка – в чем мы сегодня можем, конечно, лишний раз убедиться.
Старые фотографии, свидетели той давно прошедшей жизни Тюмени, несущие на себе и в себе печать времени. Они и сегодня совершают свое маленькое чудо – переносят нас в прошлые столетия, делают близким, почти осязаемым мир той эпохи. Впрочем, нам столетья – не преграда, да и для истории – период совсем небольшой...
Тодор ВОИНСКИЙ /фоторепродукции автора/