Качели

Рассказ

Дом наш стоял у оврага, через который был выстроен мост. Воспоминания невольно уносят в непростое, но всё равно радостное детство. И время от времени на память приходят события, связанные с упомянутым оврагом.

Зимой, выйдя на улицу, я мог кататься с его склонов на санках, лыжах и ледянке. Летом, когда мне купили велосипед, высшим шиком считалось на скорости спуститься в овраг и суметь, не останавливаясь, выскочить на вершину другого склона. Но мне хочется рассказать о качелях.

Казалось, они были вечными. На них качались наши старшие сёстры и братья, взрослые, ну и, конечно, мелкая ребятня. Полноправными хозяевами качелей мы становились в дневное время по воскресеньям. А по вечерам их оккупировали парни и девчата. И тогда качели выполняли роль клуба. Для тех, кто боялся качаться, были построены скамьи по обеим сторонам, метрах в четырёх от качелей.

Построили их в незапамятные времена. Мама говорила, что и она со своими сёстрами в молодые годы приходила сюда из соседней деревушки Змеёвки. Место для качелей выбрано было более чем удачное. Некрутой склон оврага продолжала широкая поляна, а затем следовал резкий обрыв метров на восемь. С другой стороны этого обрыва образовался островок. У обрыва стояли могучие тополя. Два из них росли метрах в семи друг от друга и словно специально на одном уровне образовывали развилки. Вот на эти развилки и водрузили осмолённые дубовые брёвна. В них были встроены в руку толщиной железные болты с кольцами на концах. Сверху болты были закреплены между собой толстой металлической пластиной. А крепилась пластина с помощью могучих гаек, причём четырьмя – по две на каждом конце. Толстые пеньковые канаты охватывали два бревна, сверху которых была прибита скобами широкая плаха. Словом, капитальное сооружение.

В Пасху у качелей собиралась вся деревня, в которой было-то дворов тридцать. Порой мужики накануне быстренько сооружали временные деревянные столы, на которых ставили угощение. Молодёжь по очереди качалась, а взрослые мужики и бабы, выпив бражки или самогона, пели и плясали. Мы крутились рядышком и ждали, когда нам перепадёт праздничная сдоба. А в те годы пряник у ребятни считался великим лакомством.

Обычно Пасха проходила весело и дружно. Но случались и казусы. Если праздник выпадал на весну, когда в овраге ещё лежал снег, то парни, хвалясь своей смелостью и ловкостью, раскачивали качели до упора и затем прыгали с них на островок. Первые совершившие «полёт» потом подбегали к следующим и быстро притаптывали влажный снег вокруг прыгнувшего. Все смеялись, глядя, как тот пытается выбраться из снежного капкана. Правда, повеселившись и насмеявшись, приносили из ближайшего двора лопату и откапывали бедолагу.

…Не так давно я побывал в своей деревушке и не мог не повидать место, где стояли качели. Их, конечно, давно не было. Но тополя так же дружно качали своими верхушками, и листва нежно шепталась. Постоял минут пять, погладил стволы стареющих деревьев, подошёл к обрыву и окинул островок взглядом. На миг показалось, что время вернулось назад. Но тут подошёл внук и заторопил деда к машине. Ему было непонятно, почему это дед пришёл к тополям. Пришлось поведать о дорогом и далёком детстве.

Василий АНДРЕЕВ

Евгений КРАН /рис./


27536