Строители кинули дольщиков, а государство - состоявшихся собственников

Пресс-обзор

Основная внутриполитическая тема прошедшей недели − заседание Госсовета при президенте России, посвященное перспективам развития строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности. Основные вопросы – земля, ипотека, саморегулирование.

Заседание проходило в Георгиевском зале Кремля, участники шли мимо мониторов с жизнеутверждающими строительными сюжетами, под увертюру Андрея Петрова из фильма «Укрощение огня». Губернатор Московской области Андрей Воробьев увидел себя в строительной каске. Вице-премьер Дмитрий Козак был без каски...  Остановился и долго рассматривал былое руководитель московских строек Владимир Ресин, сам былой. Он вчитывался в бегущую строку: «В XVIII веке градостроением в Москве управлял…». А в XX веке – он, Владимир Ресин, но там про это ничего не было сказано, входит в подробности «Коммерсантъ».

Разговор о стратегии развития строительной отрасли на заседание Госсовета выносился впервые. Обычно на столь высоком уровне, с привлечением специалистов, обсуждают наиболее острые проблемы, но строительная отрасль в список  проблемных до недавнего времени не попадала. Подтверждение тому − итоги прошлого года: 85 миллионов квадратных метров жилья – рекорд.

Одной из главных причин рекорда был бум ипотечного кредитования, что явно не приходился на прошедший год. Однако благодаря ипотечному кредитованию только в минувшем году собственным жильем обзавелись больше полумиллиона российских семей. Разумеется, покупку могут позволить себе далеко не все. Мешают основательно припавшие зарплаты, высокие процентные ставки и общая неуверенность в жизни  – чай, кризис на дворе.

Открывая заседание, Владимир Путин призвал не тратить лишние слова, а обсудить конкретные меры по развитию отрасли, у которой есть все возможности, чтобы стать одним из ключевых драйверов роста отечественной экономики, и для этого важно в полной мере реализовать её колоссальный потенциал: «Ипотека – это мощный двигатель жилищного строительства, и правительству совместно с Центральным банком, безусловно, нужно искать пути снижения ставки по ипотечным кредитам, искать новые механизмы привлечения финансовых ресурсов в ипотеку, при этом не нагружать бюджет новыми дополнительными расходами».

Как подобное может случиться, президент пояснил чуть позже, его выступление венчало работу готовившей заседание Госсовета комиссии.

«В минувшем году, – продолжал Путин,  –  именно государственная программа субсидирования процентных ставок позволила сделать ипотеку более доступной. Но непреодолимым препятствием при покупке жилья остаются слишком высокие цены. Значительно сэкономить можно при участии в различных программах долевого строительства. Однако и риск потерять при этом деньги тоже крайне велик».

Количество пострадавших от недобросовестных застройщиков огромно, комментируя выступление президента, напряженно вещал 1-й канал. Некоторые данные по своему региону озвучил губернатор Московской области Андрей Воробьев: «С 2012 года 18 тысяч человек не могли получить жилье, за которое заплатили вперед. За три года нам удалось обеспечить квартирами четырнадцать тысяч человек. Ещё почти пять – проекты, находятся в стадии реализации. Всего на работу по устранению этой несправедливости мы привлекли 21 миллиард рублей от других застройщиков. К сожалению, в последнее время турбулентность на рынке недвижимости прибавила нам хлопот, и дополнительно порядка 8 тысяч человек также находятся в зоне риска».

Губернатор поделился с участниками совещания еще одной реальной проблемой, которая мучает уже состоявшихся собственников: «Происходит наложение данных Государственного лесного реестра и Государственного кадастра недвижимости, − пояснил он. − В Московской области таких наложений порядка 200 тысяч. Ситуация такова, что у людей есть свидетельства о собственности с записью в Государственном кадастре недвижимости, но по документам Гослесфонда это лесные территории, то есть де-юре федеральная собственность. Таким образом, люди рискуют потерять свое имущество, и уже стали возникать случаи судебных разбирательств, в которых добросовестные собственники вынуждены отстаивать свое право в судах».

А это, как ни крути, дискредитация государственной власти, где правая рука не ведает, что творит левая.

Однако вернемся к обманутым дольщикам. Расчет на то, что риск потерять деньги удастся снизить при помощи специальных программ страхования, по словам президента, не оправдался. Собранных страховыми компаниями денег, как правило, оказывается недостаточно для завершения строительства брошенных объектов. В качестве одного из вариантов решения проблемы президент предложил подумать над созданием специального компенсационного фонда, из которого и будут выделяться деньги для помощи пострадавшим дольщикам.

«Вместе с тем мы не должны создать такой механизм, который бы вечно прикрывал чьи-то огрехи, неэффективную работу, либо ещё хуже – чье-то жульничество. Государство не должно быть спонсором такой некорректной работы, – предостерег Путин. – Надо также провести инвентаризацию незавершённого строительства, разработать порядок его достройки и оформления прав собственности».

Президент начал копать не вширь, а вглубь. Дорогая аренда земли, огромные затраты на строительство инфраструктуры: электросетей, водопроводов, дорог − все это, в конечном итоге, отражается  на стоимости квадратного метра. Государство готово помочь застройщикам в решении этих вопросов. Но покупателю приходится еще оплачивать все бюрократические расходы. Количество разного рода разрешений и согласований растет порой быстрее, чем стены возводимого дома. Необходимо исключить ситуацию, когда к уже готовым объектам предъявляются новые требования. Их постоянно выдвигают то МЧС, то Роспотребнадзор, то пожарные службы, другие структуры. Они вводят свои новые правила без согласования с Минстроем, и можно себе представить положение инвесторов, застройщиков. В итоге вся проектная база будущих строек просто рассыпается: нужно заново всё просчитывать, переделывать, тратить дополнительные средства, ну и время, конечно.

Словом, мелким компаниям на строительном рынке делать нечего.

И к самим строителям вопросов тоже немало. Зачастую случается так, что конечная стоимость недвижимости вовсе не поддаётся никаким разумным объяснениям. Действующая сметно-нормативная база уже давно устарела, отсутствуют чёткие, обоснованные и достоверные сведения о расходах и в проектировании, и в строительстве. Безусловно, такая, с позволения сказать, вольница позволяет составлять сметы на основе некой сложившейся практики, а если говорить честно – часто просто с неба берутся цифры, от фонаря.

«Подготовлен соответствующий проект федерального закона, он находится в Государственной Думе, который позволит осуществлять мониторинг стоимости строительных ресурсов. У меня на столе лежит замечательный отчет. Как раз на Керченской переправе идет масштабная стройка, где посредники все строительные материалы закупают через посредников, и посреднические цены увеличивают стоимость на 200%. Эту работу необходимо осуществить как можно скорее», − вступил в разговор вице-премьер Дмитрий Козак.

Несколько лет назад по просьбе самих строителей  начали создавать саморегулируемые организации, где профессионалы должны были следить не только за прозрачностью цен, но и за качеством и надежностью при строительстве. Сегодня по всей стране действуют около 500 таких организаций, но, по словам президента, «пока от них больше вреда, чем пользы»: «Деятельность саморегулируемых организаций зачастую сводится к выдаче свидетельств о допуске к определённым видам работ, причём часть из них просто торгует такими разрешениями. Мы получили практически ту же бюрократию, но уже в лице бизнес-сообщества. Пока отказываться от деятельности саморегулируемых организаций рано. Идея хорошая, необходимо лишь подумать над её воплощением».

Еще одна, пока новая для нашей страны идея − возможное появление уже в скором времени ипотечных ценных бумаг. Специальных облигаций, которые будут приносить покупателям ежегодный доход. Что-то вроде вклада в банке, который в любой момент можно будет обменять на реальные квадратные метры недвижимости.

«Данный формат соответствует лучшим международным практикам и позволит банкам, кредитующим население, максимально быстро рефинансировать вложенные средства в отечественные кредиты. По оценкам экспертов АИЖК, реализация данной инициативы также повлияет на снижение ставок по ипотеке», – заявил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.

«Мы говорили, что если эта практика будет внедряться, то в горизонте двух-трех лет можно будет сократить ипотечные кредиты вплоть до 1,5 процента – от 0,8 до 1,5 процента. Но в то же время говорили и о гарантиях какого‑то единого института», – напомнил Путин.

«Ипотечная ценная бумага в том виде, как она работает на зарубежных рынках, в том числе нам все время говорят про опыт Соединенных Штатов Америки. Мы внимательно этот опыт изучали, но для того чтобы начинать выпуск такой бумаги, нам, во-первых, нужны были достаточно низкая инфляция и достаточно развитый рынок. Мы это сделаем в этом году, Владимир Владимирович», − бодро рапортовал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

«Самое главное – обеспечить надежность в обращении этой ценной бумаги с тем, чтобы эти бумаги были обеспечены реальными метрами, создать соответствующие механизмы», − добавил министр финансов Антон Силуанов.

Учитывая привычку нашего государства кидать своих граждан, ситуация с ипотечной ценной бумагой наверняка будет непростой.

«Жилищная проблема – это вечная проблема России, начиная вообще с незапамятных времен, − подытожил Путин. − Мы можем эту проблему решить, у нас есть такой исторический шанс. Для этого нужно сделать немногое. Нужно разбюрократить принятие решений по выдаче земли. Не раздавать ее своим да нашим, а понять, что если мы будем действовать эффективно, будем действовать настойчиво, то и в каждом регионе, и в стране в целом ситуация кардинально может поменяться. Понимаете? Кардинально». Следить за исполнением намеченного глава государства поручил своим полномочным представителям в федеральных округах.

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН /рис./


27327