Кирилло-Мефодиевскому подвигу посвящается

Дни славянской письменности

По традиции в двадцатых числах мая в Тюмени, как и по всей стране, проходят Дни славянской культуры, письменности и просвещения. Памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов, посвящены в равной степени и светские мероприятия, и праздничная литургия, и молебен в православных храмах.

Вполне естественно, что почитание памяти Мефодия и Кирилла вышло за пределы церковной ограды – за последние десятилетия торжества приобрели государственное звучание и воспринимаются уже как Дни славянского единства. Святые Кирилл и Мефодий действительно ставили перед собой богоугодную цель – дать возможность славянским народам познать Слово Божие и молиться на родном языке. Прославляемые Церковью как равноапостольные, святые братья способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе. Их славный труд послужил фундаментом, на котором ныне зиждется грандиозное здание славянской культуры, занявшее почетное место в культуре мировой.

Именно на просторах России дело христианского просвещения, которому святые братья посвятили всю жизнь, осуществилось в наиболее законченном и совершенном виде. Именно здесь их духовное наследие было воспринято во всей полноте, глубоко усваивалось на протяжении столетий и принесло плоды сторицей. Значение святых солунских братьев (так называют Кирилла и Мефодия по месту их рождения в городе Солуни (Фессалоники) в деле просвещения славян состоит прежде всего в том, что своим подвижничеством они заложили незыблемое основание только еще зарождавшейся тогда и обретавшей свою письменность культуры славянского мира. Создание святым Кириллом азбуки и, главным образом, перевод священных книг на старославянский, ставший с тех пор языком книжным, привели к возникновению в Восточной Европе (теперь уже многовековой) культурной и духовной традиции. Новая письменность продолжает оставаться неотъемлемой частью жизни большинства славянских народов, благодаря ей они могут выражать в согласии со складом своего характера идеи, мысли и чувства.

Дело святых Кирилла и Мефодия и по сей день находится в средоточии внимания народов, которые при вступлении на путь исторической жизни были облагодетельствованы ими. Как уже было сказано, особое место здесь занимает народ русский. Россия с самого момента своего приобщения к православной вере восприняла ту культурную традицию, носителями которой были святые фессалоникийские братья. За более чем десятивековое (тысячелетнее) существование Российского государства наследие святых Кирилла и Мефодия не только прочно вошло в сознание русского народа и никогда не прекращало творчески развиваться, оно восходило поистине от силы в силу. Это нашло выражение в нашей духовной культуре, повлияло на формирование и развитие самого русского языка. «Едва ли какой другой народ славянский воспринял кирилло-мефодиевское наследие в такой степени, как русские с принятием христианства от греков при посредстве всего богатства начальной славянской письменности и ее продолженного расцвета в Болгарии..., – замечал выдающийся исследователь наследия Кирилла и Мефодия – академик П. Лавров. – Кирилло-Мефодиевской письменности суждено было сыграть объединяющую почти все славянство роль. Мы, русские, особенно прочно обогатились элементами церковнославянского языка, потому что, приняв его как книжный язык, неразрывно его сплотили с родным в своем литературном языке, и нет другого славянского языка, в котором бы в настоящее время оставалось столько элементов старославянских, как в нашем».

Тот факт, что древнейшие рукописные тексты житий святых Кирилла и Мефодия сохранились только в русском изводе, указывает не только на то, что Кирилло-Мефодиевское наследие с давних веков укоренилось в русском народе, благодарно хранившем память своих просветителей, но также свидетельствует о первостепенной роли, которую сама Россия сыграла в сохранении наследия святых братьев. Наш народ глубоко, всею душой воспринял их вдохновенную проповедь, а нынешнее возрождение и празднование Дней славянской письменности и культуры лишь свидетельствует о жизнеутверждающем торжестве этой проповеди. Праздник существовал давно, но в годы безбожия, по понятным причинам, был предан забвению. Однако Святая Церковь никогда не забывала его, праздновала и верила, что настанет время, когда он станет не только церковным, но и государственным.

Началом возрождения торжеств стал 1986 год. Тюмень была в этом отношении первопроходцем, потому что, тридцать лет назад, сибиряки вместе с болгарскими строителями впервые отметили славный праздник. А в 1991-м указом президента России Дню славянской письменности и культуры был придан государственный статус.

С тех пор его подготовка и проведение стали естественным животворным процессом развития наших городов, и в первую очередь самой православной культуры. Ведь культура не является каким-то застывшим наследием прошлого, она творится сегодня.

По статистике, у нас в области проживает в настоящее время свыше одного миллиона ста тысяч славян (или около 85 процентов от общей численности населения). Духовное пространство региона в современном его представлении сформировалось в немалой степени благодаря жизнедеятельности именно славянского населения, проникновение которого в Западную Сибирь началось в XI веке, активизировалось в XVI-XVII веках и интенсивно продолжилось в 60-80-х годах прошлого столетия, в период становления и освоения Тюменского нефтегазового комплекса. Роль славянской культуры, особенно письменной, ее влияние на культуру здешних малочисленных народов была весьма благотворной и продуктивной. Сохраняя свою национальную самобытность, языки, аборигенное население значительно продвинулось в своем развитии. Материальная и духовная жизнь славян, развитие их социальных отношений, естественно, нашли отражение и в языке – наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памяти славянства. В свое время Анна Ахматова отмечала: «Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово». Возрождение духовных традиций славян предполагает непосредственное обращение к знанию своей истории, языка, психического склада, а также к формированию общественного мнения, вырабатываемого в процессе коллективных мероприятий, дискуссий, «круглых столов», конференций. Тюменская область является связующим фактором духовной культуры народов. На просторах бывшей Тобольской губернии на протяжении веков сложились старожильческие славянские говоры, оригинальный фольклор, свадебные и другие обряды, народные песни и танцы. Это подлинное богатство находит своего пытливого, вдумчивого исследователя, научное и общественное осмысление, бережение и разумное использование.

…В библиотечных экспозициях города в Дни славянской письменности и культуры по традиции представлена литература на трёх языках – русском, украинском и белорусском, а в Музее изобразительных искусств можно увидеть старопечатные книги прошлых веков. «Славянский хоровод» снова собирает на своих концертах лучших приверженцев фольклора – мастеров художественного слова, исполнителей народной песни, самобытных танцоров.

В Тюмени на Цветном бульваре 24 мая прошел День букваря. Там же выступили хор Тобольской духовной семинарии и симфонический оркестр филармонии.

НА СНИМКАХ: выставка книг в областной библиотеке в честь Дней славянской письменности; образы Кирилла и Мефодия.

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/


27301