Хороший дизайн – ​это ошибка либо хитрость

Городская среда

Конференц-зал ГК «ТИС» не раз становился местом интересных встреч. Одна из них была посвящена актуальной теме – «Дизайну городской среды». С потрясающими слайдами.

Тюменцы любят свой город, для них он лучший. И всё же каждый нашёл бы, что изменить в экстерьере своего дома, в своём квартале, микрорайоне. Горожане хотят видеть дворы более ухоженными и зелёными, дороги и тротуары – более ровными, а здания – более нарядными. Застройщики строят такие дома в новых микрорайонах. А в старых – всё те же серые многоэтажки. Так хочется раскрасить их в яркие цвета! И это возможно – стоит только товариществам собственников жилья, управляющим компаниям и прежде всего самим жителям захотеть и найти средства на преображение своих домов. А талантливые специалисты по наведению городской красоты в Тюмени есть.

Как можно улучшить город, рассказал руководитель арт-группы «Цвет города» Дмитрий Зеленин. Например, конструкциями и различными дизайнерскими находками. И тут же развеял заблуждения скептиков о бессмысленности вложений в благоустройство – мол, сами же люди всё изгадят. Украшая город, надо пользоваться антивандальными приёмами, считает Дмитрий. Ребристые поверхности, эстетические «штучки», ограничивающие движения скейтбордистов, прозрачные подъезды – замечено, что там, где зеркала, меньше разрисовывают стены. Напротив, белое или серое пустое пространство как вызов для подростков – рука так и чешется что-нибудь нарисовать или написать неприличное. Бывает и хуже – урну сломают или в стекло на остановке камнем запустят. (Есть мнение, что это бунт против города неосознанно тоскующих по родине людей – «ведь все мы родом из деревни». А я думаю, к психоаналитику ходить не надо. Пятнадцать суток да штраф сто тысяч – и каждый полюбит новую родину – городские пенаты).

Поверхности, расписанные художниками, сохраняются дольше. Мониторинг показал, что красиво разрисованные стены ряда остановок в Тюмени простояли два года. Подземный переход на улице Чаплина в хорошем состоянии, там антивандальный рисунок. Тюменцы не могли не заметить, как ранее невзрачные телефонные будки «оделись» в яркие картинки. Художники разрисовали их по договору с компанией «Ростелеком». Нападки вандалов сократились. С помощью дизайнерских придумок даже можно добиться того, чтобы люди не переходили улицу в неположенном месте. По мнению Дмитрия Зеленина, «важен именно комплексный подход к организации общественного пространства». Привёл пример: непристижный район городка Веве (Швейцария), где провёл последние годы жизни Чарли Чаплин, стал туристической достопримечательностью, потому что на многоэтажках появились росписи, посвящённые великому комику. «Очень важна эстетическая составляющая пространства», – второй аргумент в пользу улучшения городской среды дизайнера Зеленина. Будку, тепло- или энергоузел во дворе дома можно обыграть, разрисовав и сделав частью детской площадки.

В Тюмени строятся жилые комплексы «Приозёрный» и «Олимпия». Рядом промышленное здание на тысячу квадратных метров. Сделали панно на кирпичной стене. И эта постройка стала частью двора. Во Франции в городе Тур целые микрорайоны строятся с привлечением художников. Очень популярны там растительные панно. Нередки случаи, когда возводится элитный дом, а вид из окна – на неприглядное социальное жильё. Украшают его фасад – и проблема решена. Впрочем, так делают не только во Франции, но и в Санкт-Петербурге, Москве. В Сочи прогулочную зону превратили из серого асфальта в яркую картинку. Меняется вид из окна, а вместе с ним – восприятие окружающего пространства. Расписывают и стены гаражей. В Воронеже торец обычного панельного дома украсили летящими журавлями. Красота неописуемая. В Тюмени немало «полотен», на которые просится кисть художника.

Говорили на этой встрече и о том, что нужны легальные стены для граффити. В областной столице пока одна такая стена, у моста Влюблённых.

Всё это называют «эстетической архитектурой». А можно преображать городское пространство, здания и с помощью динамичной или «живой» архитектуры. Правда, это довольно затратное удовольствие. Об европейском опыте использования «живой» архитектуры рассказал главный архитектор архбюро «А 61» Сергей Гейнбихнер, порой делая язвительные замечания по поводу тюменских архитектурных и дизайнерских предпочтений. Например, в Тюмени «главный культурный объект – ДК «Нефтяник» – похож на мавзолей». Надо понимать, здание абсолютно неинтересное. При современном подходе фасад его мог бы быть весьма запоминающимся. Вариантов немало. Простой пример – фасад раскрашивается в разные цвета, получается эффект 3D. На слайде нам показали такой… паркинг. Есть магнитные фасады, подвижными их делает ветер. Есть фасады из солнцезащитных панелей, управляемых с помощью… компьютера. Зрелище необыкновенное. На «живые» фасады можно смотреть долго, как на произведение искусства. И делают их настоящие кудесники. В Китае в кирпичной кладке видится водная стихия. Сам кирпич подвижный, каменщики выкладывают его с планшетом. В Дании суперсовременный мусоросжигательный завод – футуристическая конструкция. Второй такой же будут строить в Сургуте. А всего их будет по миру двенадцать.

«Промышленная и иная архитектура может быть совершенно необыкновенной. Однако современные российские города производят удручающее впечатление. Виной этому – косность мозга заказчиков, которые защищают плохой дизайн. Качественные вещи в дизайне появляются на свет по ошибке. Чтобы реализовать свои фантазии, иногда приходится идти на хитрость. Бич российского общества – непрофессионализм: во власти, во всех сферах, в том числе и в дизайне. Сравните: подход европейского архитектора – сделать хорошо и качественно, зачем удешевлять, для себя ведь делает, так как пространство воспринимает как собственный дом», – поделился мнением Сергей Гейнбихнер. Хотя Старый и Новый Свет тоже не без греха. Знаменитый культуролог Хэлл Фостер в своём труде «Дизайн и преступление» почти двадцать лет назад заметил: «Мало что изменилось. Мы видим окружающее, а окружающее создаёт нас. Социум влияет на город, а город – на социум».

У застройщиков свой взгляд: «У нас бюджет, а архитекторы не думают о конечной стоимости продукта». И всё же некоторые застройщики пытаются «воспринимать пространство как собственный дом». Директор по стратегическому развитию ГК «ЭНКО» Валентина Волокитина рассказала: «Мы строим массовое жильё, реализуя три основных принципа – чувство меры, гармонию, целесообразность. Ставим прозрачные стекла на входных дверях в целях предотвращения вандализма и обеспечения безопасности жильцов, экономим средства жителей на освещении подъездов. Реализуя проект «ЖК «Времена года», решили «вывести» жильцов за пределы квартиры. Девиз – «Всё должно быть твоё». Каждый кирпич, детские площадки, тренажёры, даже «хлопалки» для ковров. Реализовали проект «Библиотека в подъезде», он оказался удачным».

Коммерческий директор ГК «ТИС» Светлана Утешева считает: застройщик не должен ограничиваться участком, на котором строит, он должен развивать свой квартал. Так, восемь лет эта компания реализует проект «ЖК «Аристократ». Сейчас решает вопрос, как вписать в этот элитный жилой комплекс соседку – введённую в прошлом году подстанцию, принадлежащую «Тюмень­энерго». Хороший вариант – эстетичный или динамичный фасады, о которых рассказали дизайнеры. Только надо договориться с владельцем.

Известно о предстоящей реконструкции площади перед зданием Тюменского драмтеатра. Предлагаемый проект мы увидели на слайде. Никого не впечатлило. Дмитрий Зеленин и Сергей Гейнбихнер считают: «Этому проекту нужна «фишка». Необходим открытый конкурс, рассылка предложений во все городские арт-студии и архитектурные бюро. И хороший результат будет».

Мила ГУРЕУ /фото автора/


27315