Наш ликбез
С точки зрения продавцов, покупатель всегда не прав. Поэтому Закон РФ «О защите прав потребителей» должен стать нашей настольной книгой. Однако канцелярский слог этого жизненно важного документа повергает человека в уныние. Выход один – читать «Наш ликбез» и мотать на ус.
– В марте 2016 года у соседа по гаражу я купил автомагнитолу. Спустя неделю аудиосистема перестала работать. В сервисном центре по ремонту бытовой техники мне сказали, что товар ремонту не подлежит. Могу ли я предъявить соседу требование о возврате денег?
Сергей Макаров, г. Тюмень
– Ваши взаимоотношения с соседом не являются отношениями продавца и потребителя, и в случае возникновения недостатков в товаре Вы не сможете предъявить ему претензии. Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, импортерами, продавцами) при продаже товаров. Продавцом, изготовителем и исполнителем может быть как организация, так и человек, зарегистрированный в статусе индивидуального предпринимателя. Гражданин как физическое лицо не является таковым.
– 15.03.2015 мы купили в магазине бытовой техники электроплиту, на которую был установлен срок гарантии 12 месяцев. 17.03.2016 в связи с поломкой электроплиты я предъявил письменную претензию в адрес магазина с требованием вернуть деньги за проданный мне товар с недостатками. Продавец провел проверку качества электроплиты. Результаты показали наличие неустранимых дефектов, возникших по вине завода-изготовителя. Однако в удовлетворении моих требований мне отказали, ссылаясь на то, что гарантийный срок истек. Прав ли продавец?
Антон Радзинский, г. Тюмень
– В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок истек, а недостатки товара обнаружены потребителем в пределах двух лет, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 18 Закона. Но надо доказать, что недостатки у товара были до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Следовательно, отказ продавца в удовлетворении требований о возврате уплаченной за товар суммы является неправомерным.
– У меня перестал работать сотовый телефон. Я обратилась в авторизованный сервисный центр для гарантийного ремонта. Попросила на этот период предоставить безвозмездно аналогичный сотовый. В течение какого срока сервисный центр должен удовлетворить мои требования?
Марина Иванцова, г. Тюмень
– Что касается товаров длительного пользования (п. 2 ст. 20 Закона), то изготовитель, продавец либо уполномоченная организация обязаны при предъявлении указанного требования безвозмездно в 3-дневный срок предоставить ему на время ремонта товар, обладающий такими же потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Соб. инф.