Юбилей
Экранизации литературных произведений – дело тонкое и не всегда благодарное. Ведь у каждого читателя есть свое представление о том, как должны выглядеть герои любимых произведений. Поэтому, каждый раз приступая к работе, режиссеру стоит подумать, для чего он это делает. Владимир Бортко, чей 70-летний юбилей как-то скромно и без лишнего пафоса недавно отмечали, всегда четко знает свою конечную цель. Благодаря ему классика заиграла новыми гранями, а слово сериал перестало означать развлечение для домохозяек.
Владимир Бортко угадал, как сделать бестселлер из романа Достоевского «Идиот». Можно возразить, Достоевский в рекламе не нуждается, он, как и Пушкин, наше всё. Однако, если выйти на улицу и попросить назвать главных героев романа, большинство людей, особенно молодых, затруднятся ответить. Когда на одном из федеральных каналов решили в прайм-тайм в противовес «Ментам» и латиноамериканскому мылу показать экранизацию «Идиота», многие телевизионные критики разве что не крутили пальцем у виска. Слегка успокаивало то, что за дело берется Владимир Бортко. Тот самый, который заново открыл для нас Булгакова. Кстати, читая «Собачье сердце», уже после просмотра фильма, испытываешь некоторое разочарование. Причем в обратную сторону – лента колоритнее, образы ярче, фразы заиграли. Для 1988 года это был настоящий прорыв. Хорошее кино снимали все меньше, все больше появлялось откровенной пошлости. А тут такая стильная экранизация, напоминающая старую хронику.
Прошло почти 30 лет, а картина до сих пор не потеряла своей актуальности. Я думаю, не потеряет и в дальнейшем. Шариковы и Швондеры не переводятся, а наоборот, размножаются в геометрической прогрессии. Глядя на них, с пеной у рта доказывающих свою правоту и гражданскую позицию, хочется вслед за профессором Преображенским произнести: «Да, я не люблю пролетариат» и «Разруха начинается в головах, а не в сортире».
Актуальность Булгакова в разрезе наших дней Владимир Бортко подчеркнул в своей экранизации великого романа «Мастер и Маргарита». Произведение, ставшее культовым для нескольких поколений, начиная с 60-х годов, несколько раз адаптировали за рубежом, потом была версия Юрия Кары, но ее увидели гораздо позднее, и она прошла мимо зрителей. Сериал Бортко вышел в 2005 году и имел зашкаливающие рейтинги. Как обычно, он вызвал множество споров, журналисты искали мистическую подоплеку. Я была тоже с чем-то не согласна. И Воланд, и Маргарита мне виделись другими. Но в целом фильм соответствует своему литературному первоисточнику.
Если же говорить о мистических совпадениях, то и Булгаков, и Бортко родились в мае. И юбилеи у них в один год. 125-летие Михаила Афанасьевича отмечалось как раз лентами Бортко. Только самый забывчивый канал не показал «Собачье сердце». Правда, «Мастера и Маргариту» демонстрировали лишь на кабельном.
Знаю книгу почти наизусть, но все равно поражаюсь булгаковской прозорливости. Он видел окружающий мир и людей, такими, какие они есть. Испорченными квартирным вопросом, зажатых цензурой и бедностью («чего не хватись, ничего нет»). И когда чиновник говорит посетителю «брысь», ни у кого сей факт не вызывает возмущения. «Они всегда такие», – буквально на днях резюмировала моя приятельница, не читавшая книгу. И хоровое пение, столь пропагандируемое сейчас, тоже предсказал Булгаков. Нужно только понять, Бортко дает все подсказки.
В 2003 году «Идиот» стал лучшим телевизионным фильмом. Не знаю, правда, выросло ли число книжных продаж, однако начали активно экранизировать Достоевского. Повторить успех Бортко не удалось. Не сказать, что этого не делали раньше. Тот же «Идиот», снятый Иваном Пырьевым, который на закате карьеры отошел от музыкальных комедий, снят не до конца. Владимир Бортко часто выступает и как сценарист, адаптируя книги для экрана, и как продюсер. На «Идиоте» работала целая пиар-команда. В своих почтовых ящиках москвичи впервые обнаружили приглашения на телевизионную премьеру. Ажиотаж подогревало участие любимых актеров. Редко в одной ленте встречается такое созвездие. Тот же ход Бортко потом повторил в «Мастере и Маргарите».
Снятый в 2009 году полнометражный фильм «Тарас Бульба» тоже вызвал массу споров. Обвинить Гоголя уже не могли, отбиваться приходилось Бортко. Он не любит ничего загадывать наперед, и после долгого перерыва опять собирается встать за камеру. Наверняка, несмотря на возраст, он нас еще удивит.
Юлия КОНКИНА