Сказка
Жил-поживал, бед не знавал на хуторе дед с женой и сыном. Был сын кузнецом – отменным молодцом. На радость родителям и на загляденье девицам-молодицам. И собирался он по осени уж и свадебку сыграть, да только напал на страну ворог треклятый.
Славно бился кузнец, без счета положил он врага своей палицей, но и самому пришлось сложить голову в той страшной битве. Весть эту принёс вернувшийся с войны весь израненный хуторянин. Материнское сердце не выдержало, слегла родительница и больше уже не встала. Остался дед один-одинёшенек на всём белом свете. Одна радость – сад. Круглый год заботился о нём. Был у него и праздник – когда весной прилетали аисты. Они не боялись старика и брали из его рук припасенные гостинцы. Он разговаривал с ними, гладил по головкам и длинным шеям. Когда самка садилась выпаривать яйца, аист каждое утро забирал у старика угощение, уносил в гнездо и сразу же улетал на поиски пропитания себе и супружнице. Вечером спускался к старику, они прогуливались по саду и вели беседу. Так продолжалось из года в год.
Но той весной старик долго не мог дождаться аистов. Уже все гнезда на хуторе были заселены, и стариково заняла припозднившаяся пара…
Однажды утром дед увидел, что аист поджидает его у крыльца хаты. Он был один и безмерно печален. Старик догадался, что с его подругой приключилось несчастье, обнял аиста и сокрушённо молвил:
– Я разделяю твою боль, но ты очень молод и ещё встретишь свою суженую. И тогда вы порадуете своим счастьем меня, старика.
– Прости, я улетаю, мне невыносимо больно смотреть на наше осиротевшее гнездо, – прощелкал аист клювом.
– Не бросай меня, ты же знаешь, что в ту весну, когда ты родился, я прикипел к тебе всем сердцем, почувствовал, что душа моего сына поселилась в тебя, и потому назвал тебя его именем. Не случайно мы даже без слов понимаем друг друга. Возможно, тебе действительно нужно побыть одному, но ты хоть иногда навещай бедного старика.
Ничего не ответил ему аист, медленно поднялся в небо, описал прощальный круг и улетел.
Новый хозяин гнезда с первого дня повел себя высокомерно и вызывающе, не в пример добродушной аистихе. Он невзлюбил старика и запретил своей супруге спускаться во двор и принимать от него угощение. Птицы попеременно летали на кормёжку. В отсутствие аиста самка не смела спуститься во двор, чтобы не раздражать супруга. Но он постоянно бранил её. А когда та села выпаривать потомство, то добыча аиста с каждым днём становилась всё скуднее, ибо за ней летать приходилось все дальше и дальше, а ссоры становились всё чаще и сильнее. Пришло время – и в гнезде появились два маленьких аистенка, но однажды их отец улетел и не вернулся.
Нужда заставила аистиху спускаться к старику, забирать пищу и быстро возвращаться в гнездо. В очередной раз, когда она спустилась на землю, чуть не случилась беда…
Аист-вдовец уже подлетал к хате деда и из поднебесья увидел, что самка слетела с гнезда, а к нему за добычей бросились два ворона. И вдруг они услышали шум камнем падающего на них аиста и еле успели увернуться от его острого клюва…
С тех пор аист стал заботиться о пропитании и воспитании чужих аистят. Приняла его к сердцу и аистиха. А вечерами, как и прежде, аист гулял со стариком по саду.
Наблюдая за проворными аистятами, старик молодел душою и телом, и не было счастливее его человека на всём белом свете.
Михаил ШУШАКОВ