Тюмени – 430 лет
Свидетельства истории города
В преддверие очередной круглой даты в истории Тюмени мы также имеем редкую возможность увидеть знакомые уголки города запечатленными в начале и середине прошлого века художником-любителем Алексеем Галкиным. Он, коренной здешний житель, делал эти свои зарисовки «интереса ради», хранил их у себя дома и, конечно, не подозревал, что они будут востребованы нами аж… в XXI веке.
В основной же своей ипостаси Алексей Галкин – технарь. Правда, механик был не простой, а со светлой головой и золотыми руками: яркий его талант проявился в том, что он восстановил в 1953 году часы на фасаде местного музея «Городская дума». И затем присматривал за их диковинным механизмом всю оставшуюся жизнь.
Родился Алексей Григорьевич в Тюмени в 1890 году, прожил долгую интересную жизнь, целых девяносто лет и ушел в мир иной в 1980-м. Работать начал уже подростком, в четырнадцать лет – совсем взрослый человек по тогдашним меркам. Чем только он не занимался. Начиная с 1904 года, перепробовал всё: был слесарем в кустарной мастерской, лудил самовары, ремонтировал швейные машины, ружья, торговал газетами, затем устроился снова слесарем в железнодорожное депо. Трудился и у Текутьева на постройке пароходов, и в Челябинске на заводе братьев Столь, а в 1913-м вместе с семьей уехал в Харбин на Китайско-Восточную железную дорогу, где уже находились его родители. Вскоре вернулся в Тюмень и работал в Новой Заимке на мельнице Ченцова машинистом. В 1915-м был мобилизован, служил в 35-м запасном сибирском полку. В феврале следующего года его командировали в Петроград в школу механиков, а оттуда – в Седьмую армию Юго-Западного фронта, где он занимался ремонтом автомашин и мотоциклов.
По возвращению домой Галкин строил лесопильные заводы, шпалорезки, электростанции, лыжную фабрику, ремонтировал локомобили, двигатели, котлы. В общем, был на все руки мастер. В одно время даже собирал и делал описание лекарственных трав, о чем на обложке одной из общих тетрадей сделал прелюбопытнейшее замечание: «Давал профессору Зелинскому прочитать записи (этот известный ученый во время войны был эвакуирован из Ленинграда), он переписал всё и выпустил книгу о лекарственных травах по цене 30 рублей, а мне – хрен на постном масле». Правда, Галкин тут же письменно признается: «Запись свойств трав произведена выборочным путем из книг доктора Платена и по объяснениям знакомых врачей»… Кроме «инженерно-механических» и иных деяний, наш герой, как упоминалось, увлекался рисованием, участвовал в выставках самодеятельных художников. И даже писал стихи во вполне почтенном возрасте.
Судя по представленным документам, не менее интересна и судьба двоюродного брата Алексея Галкина – Александра Самоделкина. Служил капитаном на кораблях Амурского пароходства, участвовал в Русско-японской войне. Параллельно увлекался фотографией – во всяком случае, при нем всегда находился альбом со свежими отпечатками снимков. Хобби его и спасло однажды от шальной пули, пробившей плотный картон, но в нем же и застрявшей. В областном музее теперь хранятся целых два альбома Самоделкина – в том числе и с рваной дырой от той самой пули. По иронии судьбы оба фотофолианта оказались родом из… Японии: листы обтянуты светлым шелком, украшенным национальной вышивкой и росписью, обложки лаковые, инкрустированы перламутром. На одной из них – женщины в кимоно, а вдали виднеется силуэт горы Фудзияма.
Ну а предложил все это богатство областному краеведческому музею внук Алексея Галкина – Виктор. Профессиональный военный (вышел в отставку в чине подполковника), авиарадист, служил в Московском военном округе, летал в качестве штурмана на военных самолетах, занимал командные посты в Главном штабе ВВС. 14 апреля 1961 года, отвечая за штурманское обеспечение возвращения космонавта Юрия Гагарина, был в числе первых встречающих героя. Строчки биографии Виктора Галкина по-военному скупы: был советником во Вьетнаме во время американской агрессии (носит звание Герой Вьетнамской войны, кавалер ордена Красной звезды), работал в Анголе и на Кубе. Виктор Геннадьевич внес свой вклад в пополнение музейных коллекций Тюмени.
Ценность реликвий, поступивших от тюменцев-Галкиных, в том, что они не только наглядно свидетельствуют об ушедших эпохах, но являются интересной документальной семейной историей наших земляков, отмечают музейщики.
НА СНИМКАХ: улица Республики и прилегающие административные здания в 1953 году; на фото – Алексей Галкин восседает на мотоцикле Indian на фронтах Первой мировой войны; тюменские зарисовки Алексея Галкина: вид на Троицкий монастырь и мост через реку в 1900 году; судоверфь на Туре в 1909 году.
Тодор ВОИНСКИЙ /фоторепродукции автора/