Истории строки
С наступлением погожих дней мы задумываемся, где провести отпуск? В советское время каждое крупное предприятие строило для своих тружеников загородные базы отдыха, куда люди получали желанные профсоюзные путевки. Они стоили совсем недорого.
Тюменская партийная и советская элита имела собственную загородную резиденцию. Большинство тюменцев о ней не догадывались, ну а немногие кое-что слышали об обкомовских дачах на Мысу. А было это так…
Привилегии, иерархия, престиж
На Мысу для отдыха партийной номенклатуры выстроили деревянные финские домики с дровяным отоплением. Имелась спецстоловая, в которой хорошо кормили. В 1973 году первым секретарем Обкома КПСС стал Геннадий Павлович Богомяков, началась пертурбация с отдыхом парт-работников. Нужно было усовершенствовать партийную иерархию. Заведующих отделами обкома КПСС с Мыса «попросили». Там служебные дачи предназначались только для секретарей обкома. А как быть управленцам? Выбор пал на Дом отдыха областного профсоюза работников культуры, расположенный в Винзилях, в чудесном сосновом бору. Объект изъяли. Взамен культура получила два деревянных здания на Верхнем Бору и в Криводаново.
На повестку дня встал вопрос о привилегиях. Возведенное в конце 60-х здание Дома отдыха срочно реконструировали, добавили комфорта, пристроив «стеклянный» корпус со столовой, бильярдной, холлами. И открыли пансионат облисполкома – так он именовался официально, а в обиходе – «Пышма». Путевки туда не выдавались. К обкому партии со стороны улицы Хохрякова подавали микроавтобус, и номенклатурные работники со своими семьями в любой день и на любой срок могли поехать в загородную резиденцию. Автобус курсировал три раза в день. Проезд бесплатный.
Доцент ТюмГУ Алексей С. (фамилию пожелал не называть) детство и юность провел в этом «партийном рае». Его дедушка заведовал одним из отделов Тюменского обкома КПСС. Алексей охотно поделился своими воспоминаниями:
– Первый этаж пансионата занимали управленцы облисполкома, второй – обкома КПСС. Причем номера закреплялись за каждым чиновником на постоянной основе, что очень удобно. Не надо брать с собой огромный чемодан вещей. В номерах хранилась одежда второго срока годности для похода в лес за грибами или на рыбалку, словом, все необходимое для отдыха.
Вход в столовую, которая находилась на первом этаже, был со второго! Лестница деревянная, громоздкая, гулкая. Сидишь за столиком в зале, вдруг раздается страшный грохот, значит, идет кто-то.
Столовую устроили по типу ресторана. Действовало заказное меню. Обычно предлагалось два варианта. Отдыхающие записывали на листочке фамилию, предпочтения и отдавали официантке. Обед на четырех человек обходился примерно в 4 рубля 50 копеек. Дешево. Кормили отлично, так как это был филиал обкомовской столовой.
– И какие предлагались деликатесы?
– Мясные блюда: «азу», «бефстроганов», бифштекс под яйцом, пельмени ручной лепки. Очень вкусные варили супы, отменные были рыбные пироги.
Посреди обеденного зала стоял холодильник, в нем – дефицитное тогда бутылочное пиво. В деревянном буфете стояли бутылки с газированной водой «Буратино», «Дюшес», «Лимонад» и минералкой «Тюменская», «Боржоми», иногда появлялась пепси-кола. В вазах – шоколадные конфеты, недоступные широким массам, «Пастила в шоколаде», «Гулливер» и др. Но ими, то бишь конфетами, особо не интересовались.
– А каково было убранство элитного заведения?
– Деревянная мебель с пластиковыми сидениями сиреневого цвета, деревянные столы, скатерти белые, всегда имелись салфетки. Чай подавали в латунных подстаканниках железнодорожного образца. Стояли бокалы ресторанного типа.
Удобства в конце коридора
– Алексей, номера, наверное, были роскошные?
– Обстановка скромная: обычные деревянные кровати, мебель чуть ли не 50-х годов… Ни туалета, ни умывальника. Удобства – в конце длинного коридора. В номере – лишь радио.
На всех – один душ с ванной, поэтому по субботам ходили в баню (располагалась на территории пансионата), в ней – парилка, уютная комната отдыха, душевая. А вот бассейн не функционировал.
– Как насчет увеселений?
– В холлах были два черно-белых телевизора, два бильярдных стола, зал для настольного тенниса, выделили комнатку для игры в шахматы. Единственный телефон во всем здании – на первом этаже, но по нему дозвониться из пригорода по советским проводам «мама, не горюй».
Ни художественных программ, ни танцев не устраивали. Не припомню, чтобы кто-то привез магнитофон и затеял дискотеку. В кино ходили к соседям – в санаторий судостроительного завода. Там крутили шикарные фильмы. Большим событием стал приезд оперного певца Леонида Сметанникова в расположенный рядом санаторий «Судостроитель» по приглашению его главврача. Артист был зван на отдых после гастрольного концерта в Тюмени. В благодарность за хороший прием он спел для отдыхающих несколько песен.
Очень любили партийные деятели собирать грибы. Дружной толпой, обряженные в плащи, в накомарниках (комаров водилось страшно много) шли в лес. Это было одно из важнейших развлечений. Места там грибные: собирали корзины подберезовиков, белых. Возвращались такие довольные, на втором этаже стояла плита, и отдыхающие сами себе готовили грибницу.
Загорали и купались на пляже санатория «Градостроитель» (он был чище и лучше оборудован). Там, где крутой спуск к реке, размещалась великолепная лодочная станция, организованная судостроительным заводом и обществом «Динамо».
Дружный коллектив товарищей
Состав отдыхающих был на редкость стабильным. За 15 лет с начала 70-х и до 2-й половины 80-х серьезных кадровых изменений в областных органах власти не производилось. Все там и отдыхали. Одновременно находилось человек 25-30.
Старшее поколение работало вместе много лет, по-партийному общались, дети тоже вращались в своем кругу. Один социальный слой, жили в одних и тех же домах (так называемое «Дворянское гнездо»). То есть был крепкий позитивно настроенный коллектив.
В августе, когда «спадало» комарьё, всем нравилось совершать моцион на луга, где сейчас санаторий «Хвойный». Вдоль Пышмы открывалась чудная картина: чистая река, раздольные поля со скошенной травой, вековые сосны… Взрослые разводили костер, пекли картошку, иногда употребляли водочку.
А для детей какое раздолье! На территории пансионата – песочницы, качели, спортивные площадки. На велосипедах катались… Жизнь бурлила. Общество «Динамо» имело рядышком свою базу, состоящую из двух больших бараков для хранения инвентаря. Каждым летом на сборы приезжали динамовцы. Известные борцы бодренько размещались в палатках прямо на нашей территории. Мы с интересом наблюдали, как проходят их тренировки.
Номенклатурное великолепие, можно сказать, было формальным. В ресторане обедали главный мастер лодочной станции, работники управления рыбного хозяйства. Что любопытно: приезжали из города две пенсионерки, которые не числились в родственниках партработников и никакого отношения к обкому не имели. Женщины, бывало, насобирают грибов, отдохнут в холле у телевизора и обратно бесплатно уезжали на нашем автобусе. Никто им слова худого не сказал, мол, вы тут посторонние.
– Куда смотрела охрана?
- Охранял объект сторож, однорукий инвалид Великой Отечественной войны. Пропускной системы не было, поэтому всяк, кто знал о «партийном рае», мог свободно пройти на территорию, отдохнуть и пообедать в столовой.
Постоянный персонал – деревенская семья – жила в квартире на первом этаже пансионата. Тетя Феша (так мы ее звали) – заведующая или управляющая, ее муж Геннадий выполнял функции электрика, сантехника. На задах территории они разводили кур, свиней. Душевной была обстановка. Кошки, собаки разгуливали, голодными они не оставались.
Функционировал Дом отдыха местной власти круглогодично. Зимой мы приезжали кататься на лыжах и коньках. Оплата взималась небольшая. Когда КПСС прекратила свое существование, пришлось с привилегиями расстаться…
Р.S. Дальше дело было так. В 90-е годы бывший Дом отдыха партэлиты передали футбольному клубу «Тюмень». В 2000-е здание переживало сложный период, стояло всеми покинутое, разрушалось... Но советская история удивительным образом вернулась в эти стены. После реконструкции здесь открылся уникальный в туристической сфере Тюменской области гостиничный комплекс «Дом Пионеров». В нем созданы единственный в нашем регионе мемориальный парк с редкими скульптурами 50-60 годов, музей истории пионерии и жизни советской семьи.
НА СНИМКЕ: так сегодня выглядит Дом отдыха партийной элиты.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/