Вандальная история
Обладатель сей материальной части вполне лоялен к властям и даже душевно почитает все публикуемые в газетах законы и ПДД. Да, именно пешеходов имеем в поле нашего обозрения. Именно они изобрели автомобиль и, как следствие, правила дорожного движения. Но, подчеркивают классики, «кротких и умных пешеходов стали давить». Причем Илья Ильф вкупе с Евгением Петровым настаивают на том, что «мостовые стали шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов».
Так было в тридцатых годах минувшего века, когда только-только родились «зебры». Ныне диапазон гражданина, осмелившегося прогуляться по УДС – улично-дорожной сети, несоизмеримо возрос. Потому что на УДС возникли надземные, а кое-где и подземные переходы. Конечно, родная Тюмень в данной теме не впереди планеты всей, но ряд достижений налицо.
Для начала взгляните на эти два снимка. Согласитесь: свет и полнейшая мгла. В смысле, перед нами внешний вид подземных переходов – один по улице Монтажников, другой – по Мельникайте. Эти уличные объекты, словно индикаторные фишки, определяют состояние генподрядчиков – ОАО «Мостострой‑11» и ООО «Мостострой‑12». Вообще-то холдинги сами заказывают и коллекционируют отзывы о себе в социальных сетях. Знатоки утверждают: то, что выудили из Интернета, надо разделить на десять. Я разделил – однако ажурного остатка не получил. Выделился мутный осадок о деятельности «двенадцатого» Мостостроя.
Ругательных ремарок в адрес владельца компании Александра Забарского нет, наоборот, бывшие и нынешние подчиненные сочувствуют: «Такая была замечательная контора, а вот катится к банкротству. Почему бы это?». В свое время наша газета печатала на своих страницах восхитительные очерки о «двенадцатом». Прекратим это дело. Удача сорвалась с крючка? Избежим дальнейших арифметических манипуляций, уже имеем в уме грозящийся превратиться в долгострой путепровод по улице Монтажников. На обочине – верхушка «подземки» с разбитыми стеклами и похилившимися стенами. Местные мастера графики вывели на ржавой конструкции слово «Бред». Может, ситуация и впрямь соответствует действительности?
В недра сооружения проникнуть не удалось, но, говорят, интерьер, куда хлеще экстерьера. Потому и прикрыли уже запущенный в эксплуатацию подземный переход. До лучших времен.
Подземный переход по Мельникайте выглядит почти идеально. Везде чистенько. Ни единого выцарапанного или намалеванного иероглифа. И это при том, что не заметил видеокамер ни в недрах, ни на поверхности.
О видеофиксации вспомнил не случайно. Первый заместитель главы администрации города Тюмени Андрей Голоус напомнил. Итак, по порядку. ОАО «Мостострой‑11» построил надземный переход над улицей Чаплина: вершина инженерного и архитектурного искусства. Эксклюзив. Лифт действует. Нагрянули орды вандалов и всё разрушили.
– Безобразие прекратилось после того, как здесь установили видеокамеры, – сказал Андрей Вячеславович.
Тут же получаю сообщение: опять к эксклюзиву приложили лапы варвары, разбомбили по полной. Дверь вышибли. Вострю лыжи на место событий. Но тут уже всё почти замечательно. Бригада из «Сибстройсервиса» приступает к навешиванию двери.
– Да, чисто – комментируют мужики. – Ну ещё бы: тут работяги ежедневно отмывают стены, пол и потолки от поганой «живописи».
Видеонаблюдение – штуковина прекрасная. Однако же полностью уповать на эти камеры, рекордеры, модуляторы, принтеры, приемники и передатчики не стоит. Тем более на муляжи сей матчасти.
И вдруг в моей шибко музыкальной голове сама собой заныла ария из оперы на знакомую фабулу. Значит, гаишники, озабоченные систематическим нарушением гражданами скоростного режима, установили на трассе Р‑351 – у Зырянки, налево, – макет полицейского «форда», с фанерным сержантом рядом. Пугается народ, притормаживает. День стоит муляж, два – на третий его как корова языком слизала. «Дэпээсники» – народ гордый, сыграло самолюбие – выследили похитителя. Оказался местный перец. Двадцать лет ездил без прав, но чтил ПДД, как «Отче наш…». Муляж его всячески нервировал, поэтому под покровом ночи выкопал макет и засандалил к себе на сеновал.
– А вы когда-либо слышали, чтобы в нашем отечестве кого-либо хотя бы оштрафовали за вандализм? – спрашивает меня Валерий Токарев, главный инженер МБУ «Гормост».
Это, как выяснилось, статьи из категории «мертвых». Они вроде бы есть, но никогда не применяются. Предприятие, в котором трудится Валерий Токарев, занимается содержанием пешеходных переходов в Тюмени, в том числе путепровода над Транссибом в створе улицы Мориса Тореза.
– В прошлом году только-только приняли этот объект, как лампочки вдрызг. Ежедневно меняли все светильники, – посетовал Валерий Федорович. – По характеру повреждений можно было сделать вывод: стреляли из пневматического ружья или пистолета, «травматики». Скорее всего, набивали руку подростки, возможно, довольно взрослые парни.
Внутри надземного перехода по-над путями стены уже не расписывают. Нет места, некуда вклиниться. Правда, отдельные граждане закрашивают «сотки» фрагментов, малюют поверху. Но это накладно для семейного бюджета. В пластиковой стене вырезаны дырки, дыры, дырища… Стоило бы вообще поменять поликарбонатный «панцирь». Но для этого надо остановить движение по Транссибу эшелонов, поездов пассажирских, почтовых, скорых… Накладно!
Кучу денег стоили химикаты и различные моечные растворы для устранения вандальных росписей на мраморных плитах переходов № 1, № 2, № 3, № 4 с общей площадью, превышающей египетские пирамиды вместе взятые. Плюс вознаграждение «гормостовской» челяди за отмыв. Слой с мрамора сняли, но «творения», один черт, проступают. Так въелась краска в камень!
В прошлом году на борьбу с варварами призвали бойцов частного охранного предприятия. На круглосуточную стражу снарядили два поста. Нынче секьюрити обойдутся городскому бюджету в 700 тысяч рублей – наши с вами, граждане, кровные.
– С внедрением ЧОПа акты вандализма прекратились, – убежден Валерий Токарев, – все-таки охранник обходит вверенные ему территории каждые два часа.
Однако в одном из переходов автор на самом видном месте обнаружил на свежеотмытом полотне ёмкое слово из трёх букв: это не ЕГЭ, не ПДД, не УДС, даже не пугающее всех поголовно ЖКХ, а более приемлемое средство общения широких слоев общественности. Скорее всего, автор послания тем самым попытался обозначить тремя буквами проворонившего его секьюрити.
Задетый за живое директор ЧОПа с ласковым названием «Кольт» Ильшат Шафитуллин обещал изловить негодника. А может, даже группу вандалов. Возможно, среди них окажутся недоросли, свято полагающиеся на безнаказанность, мол, мы – неразумные чада, не осознающие социальной ценности. А вот, кстати комментарий юриста: «В соответствии со ст. 20 УК лица, совершившие преступление в возрасте от 14 до 16 лет, подлежат уголовной ответственности за тяжкие преступления, в том числе за вандализм (ст. 214)».
Наконец-то появилась надежда, что родители малолетних вандалов компенсируют за собственный кошт лишние инвестиции из бюджетов всех уровней, возместят убытки от остановки движения на Транссибе, в конце концов, ответят за наши нравственные страдания. Общая сумма вытанцовывается не на один миллион.
В ряд штрафников ставим авторов проекта как надземных, так и подземных переходов. Старожилы города помнят: первую «подземку» в Тюмени сотворили под улицей Республики в районе завода «Электрон». Её тут же затопило до краев. Затем объект десятилетиями использовался по назначению, но уже под кодовой фишкой «Эм» и «Жо».
Пишущая братия не раз обращалась к теме возведения подземного пешеходного перехода по улице Пермякова. В основном с критическим уклоном: долгострой, нарушение технологий, стоимость строительства поднялась до небес – почти 1 миллиард рублей, то есть, ёрничала братва, самый дорогой в мире «пешеходник». Он уже не первый год в строю действующих. Давеча походил здесь туда-сюда, вверх-вниз. Ничего не скажешь, красиво. Но будь я мамой при коляске с дитем, то побоялся бы транспортироваться вниз: там угол поди-ка 45 градусов, а уж до верха коляску тем более не допрешь. Ладно, терпимо, ведь далеко не каждый становится мамой. Другое беспокоит.
В момент, когда ещё звучали в ушах победные реляции, гремели аплодисменты, одна из газет отметила: «Присутствующий на открытии глава управы Восточного округа г. Тюмени Владислав Черкашин назвал 13 марта 2010 года праздничным для тюменцев днем и выразил надежду, что с началом эксплуатации подземного перехода дорожная ситуация в микрорайонах заметно улучшится».
Увы, не улучшилась никак. Потому что по соседству с «подземкой» перекресток – кстати, именно его выбирают мамаши с колясками, чуть далее ещё светофор, далее ещё… Изладили шикарный подземный переход на пересечении улиц Республики и Максима Горького. В полдень на нем присутствовали три человека: дремлющая бомжиха, в противоположном конце лабух пиликал на скрипке, у его ног сонно раскрыл пасть потрепанный футляр. Между этими личностями фланировал автор этих строк. Интерьер обворожительный. Но ради чего? Там, наверху, как перемигивался светофор, так и перемигивается: потому что имеется левый поворот. В Тюмени их до черта – как правых, так и левых.
– Будет ли у нас хоть одна магистральная улица, чтобы по ней проехаться без остановок? – поинтересовался я у директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта В. Смолина.
– Обязательно будет, – радостно отвечал Виктор Иванович. И добавлял: – Будет. Но не при нас.
Многие горожане выступали против строительства этого подземного перехода, как и против «пермяковского» вкупе с «мористорезовским». Народ митинговал, пикетировал. Даже требовал уволить заказчика сверхдорогих объектов, построенных не там, где надо, то есть начальника Управления автомобильных дорог Алмаза Закиева. Уволили. И назначили Алмаза Рашитовича министром транспорта Пермского края. Там тоже вдруг потребовались отменные «пешеходники».
Вот «подземку» по Мельникайте – плод творчества ОАО «Мостострой‑11» – земляки приветствуют. Даже вандалы не смеют прикасаться. Потому что не секьюрити стережет, а под круглосуточным контролем населения весьма востребованный объект. Отсюда мы отправляемся в торговые центры «Лента», «Метро», «Леруа Мерлен», «Кристалл», «Ашан». Все работают до глубокой ночи, а то и до утра.
…Недавно оказался на перекрестке улиц Малыгина, Мориса Тореза и Герцена. Тут вечные пробки. Маются в равной степени и пешеходы, и автомобилисты. Вот, соображаю, изладить бы здесь транспортную развязку. Как водится, наблюдая за страдальческим процессом из окна своего офиса, испытывают жуткие нравственные муки труженики ГУСа – главного управления строительства. Примите наши соболезнования.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/