О журналистах-фронтовиках
Со старой фотографии на меня смотрит бравый подпрапорщик – лихо вздернутые усы, Георгиевский крест на мундире. Под снимком, сделанным в Маньчжурии, надпись: «Харбин. 1905 год». Храбро сражался Иван Алексеевич Сюбаев, участник трех войн – русско-японской, Первой мировой и Гражданской. На германском фронте получил тяжелое ранение. Почти три года провел в госпиталях, но ратную службу не оставил. В 1918-м его опыт пригодился в обучении пополнения для рождающейся Красной армии.
Под стать отцу выросли сыновья. Все четыре брата, как на подбор – высокие, стройные, сильные. Все ушли на фронт, когда над Родиной нависла смертельная опасность. Первым погиб под Сталинградом старший, Валерьян. В декабре 1944-го пришла похоронка на младшего, Виктора. На подступах к Берлину в последние дни войны сложил голову Георгий, парторг полка знаменитых «катюш». Живым остался один – Борис.
…Фабрично-заводскую семилетку (ФЗС) Борис Сюбаев закончил в родной Горьковской области. В начале 30-х годов развертывался поход на всеобщую грамотность. На селе не хватало учителей, и 15-летнему пареньку предложили вести уроки в первом классе. Конечно, знаний было маловато, хотелось учиться и самому. В 1934-м поступил в Мариинско-Посадский лесотехникум. А через четыре года все-таки попросил в Курмышском отделе народного образования направить его в одну из школ.
– Меня огорчили: свободных мест не оказалось, – рассказывает Б. И. Сюбаев. – И тут заведующий РОНО вспомнил, что я писал стихи, выпускал школьную стенгазету. Посоветовал попробовать силы в журналистике. Редактор газеты «Колхозное знамя» И. Я. Давыдов с ходу дал задание подготовить заметку. На следующий день ее напечатали. Так неожиданно я стал инструктором сельскохозяйственного отдела, потом ответственным секретарем и заведующим отделом советской работы редакции. Этот год был счастливым поворотом в моей судьбе. Через всю жизнь пронес я любовь к газетному делу.
В декабре 1939-го Бориса призвали в армию. Сразу подал заявление в Гомельское автомотоциклетное училище. После службы мечтал поступить в Коммунистический институт журналистики. Его планы перечеркнула война…
В первые же дни фашистской агрессии училище эвакуировали в глубокий тыл. Для охраны важных объектов оставили только один батальон. Перед курсантами была поставлена задача выявлять и обезвреживать вражеских лазутчиков. Тогда, в полевом карауле у моста через Сож, Борис Сюбаев впервые столкнулся с врагом. Немецкие разведчики, скрытно пробравшиеся в город, корректировали налет «юнкерсов». После короткой схватки они были взяты курсантами в плен. Гомель запомнился Сюбаеву и тем, что здесь, в охваченном огнем городе, он решил стать коммунистом.
Осенью 1942 года выпускников училища направили в 11-й мотоциклетный полк под Москву. Потом за три месяца в столице прошли переподготовку на командиров взводов «тридцатьчетверок» и направили в 22-й отдельный танковый полк, в район излучины Дона.
В начале 1943-го войска Юго-Западного фронта гнали фашистов от Сталинграда. Успешное наступление окончательно лишило гитлеровское командование возможности оказать помощь окруженной 6-й армии Паулюса. В этих боях танк, которым командовал лейтенант Сюбаев, был подбит. Борис получил ранение.
Под Сталинградом сформировался 12-й отдельный фронтовой автомобильный полк. В его рядах молодой командир автороты старший лейтенант Сюбаев освобождал Украину, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию и Югославию.
– Часто попадали в переплет, – вспоминает Борис Иванович. – Бывало, ведешь колонну. И вдруг налетают бомбардировщики. Приходилось выгружать боеприпасы на передовой под ураганным огнем. Однажды немецкие танки прорвались в прифронтовую полосу. Отбивали их атаку из противотанковых орудий. Запомнилась критическая ситуация в боях за освобождение Венгрии, в районе озера Балатон. Фашисты наступали на Секешфехервар, а в городе находилось четыре наших госпиталя. Надо было срочно эвакуировать раненых…
Еще одна фотография. В День Победы капитан Сюбаев выступает на митинге в Будапеште. В те радостные минуты он говорил его жителям о невосполнимых потерях, понесенных советским народом, о том, что Красная армия пришла не как завоеватель, а как освободитель Венгрии.
За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Б. И. Сюбаев был удостоен двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны II степени, двенадцати медалей.
Завершилась самая кровопролитная в истории человечества битва. Но над миром уже сгущались тучи «холодной войны». Рано было уходить в запас. С начала 1947-го Борис Иванович служит в войсках противовоздушной обороны.
Почти тринадцать лет служил Б. И. Сюбаев в истребительной авиации. В звании подполковника командовал автобатальоном. И только в январе 1961-го ушел в запас, приехал с семьей на родину жены, в Тюмень.
В военкомате были разные предложения. Борис Иванович многое умел – в ФЗС освоил ткацкое дело, в техникуме учился на лесовода, в армии получил неплохие знания техники. Но тянула журналистика. Набравшись смелости, зашел в редакцию «Тюменской правды».
– Встретили меня радушно, – говорит Борис Иванович. – Редактор газеты Алексей Алексеевич Нежданов расспросил об армейской службе. Предложил сначала поработать внештатным автором, поднабраться опыта. В конце 1961-го получил «корочки» корреспондента. На первых порах очень помогла помощь заведующих отделами промышленности и писем Анатолия Конакова и Людмилы Славалюбовой.
Перелистывая газетные подшивки, обращаешь внимание на острые выступления журналиста о недостатках в работе пассажирского автотранспорта, корреспонденции, вскрывающие факты бесхозяйственности и расточительства. Статьи, бичующие лодырей и пьяниц…
В декабре 1971 года Б. И. Сюбаева избрали ответственным секретарем областной журналистской организации. И сейчас, в свои 67 лет, он не может представить себя без любимой работы. Много сил отдает обучению молодых журналистов районных газет и общественных корреспондентов.
Читатели «Тюменской правды» знают Бориса Ивановича как автора документальных и художественных рассказов.
– В редакции мне удавались зарисовки о фронтовиках, – сказал Б. И. Сюбаев. – Их отмечали. И все же в душе оставался осадок. Война – сердца моего боль. Разве можно забыть о братьях, однополчанах, погибших в боях. Хотелось полнее раскрыть свои чувства, переживания. Эту потребность первым уловил корреспондент газеты «Известия» Александр Волков, по его совету я начал писать рассказы.
В основу рассказов «С позывным «Буревестник» и «Грифон» легли реальные события – мужественные действия военных летчиков и моряков по спасению нефтяных промыслов Азербайджана. «Гомель. Первые дни войны…» и «Несмываемый след» навеяны впечатлениями о сражениях в Белоруссии и под Сталинградом. «Голубые облака», «Васильев плес», «Чистое поле», «Васильки», «Валерия» – даже в названиях этих фронтовых рассказов звучат лирические нотки. Они о дружбе, верности, любви. Водителям северных трасс посвящен рассказ «Эта коварная Черемшанка». Хотя действие происходит в наши дни, героев повествования связывает с войной множество нитей памяти.
Сейчас на рабочем столе Бориса Ивановича находится документальная повесть «Взвод Тоболкиных», рассказывающая о сибиряках – пятерых братьях и сестре, воевавших в одной танковой бригаде. Остается нанести последние штрихи…
Наша встреча закончилась разговором о… хобби. Оказалось, что Б. И. Сюбаев не только заядлый нумизмат. В его уникальной коллекции насчитывается свыше тысячи номеров «Роман-газеты», начиная с первых выпусков в 1927 году.
Он полон замыслов, весь в повседневных заботах. Не стареет душой ветеран.
Александр РОМЕНСКИЙ, 1985 год.
P. S.: Борис Иванович ушел из жизни в 2010 году.