Театр
В Ханты-Мансийске есть театр обско-угорских народов под названием «Солнце». На одном из его спектаклей – «Любовная диатриба мужчине в кресле» – по пьесе колумбийского писателя, нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса я побывал.
В небольшом зрительном зале полукругом возле невысокого подиума расставлены стулья. Двое мужчин на аккордеоне и маракасах негромко исполняют музыку в стиле «латино». Так, в кинотеатре «Художественный», что был когда-то на месте Дома дружбы, где сейчас и расположился театр «Солнце», музыканты играли в фойе перед киносеансами. Мне предлагают сесть в большое черное офисное кресло. Понимаю, что это неспроста, но из любопытства соглашаюсь.
Не успел диктор объявить о начале спектакля, как раздались крики на испанском языке, послышались звуки разбиваемой посуды и, наконец, первая понятная фраза: «Ничто так не похоже на ад, как счастливый брак».
Актриса Марина Кашпирева ведет себя на подиуме-сцене очень естественно, как у себя дома: переодевается, моет ноги, закатывает скандал «мужчине в кресле», то есть мне, а по сюжету – своему мужу в честь двадцатипятилетия их «счастливого брака». Живо включаюсь в игру. Синьора Грасиела предлагает мне банан и требует за него «песо». У меня нет колумбийской валюты, и я протягиваю российскую монету, уверяя, что это «нуэво песо». Зрители смеются, а привередливая продавщица не берет денежку: мол, ешь «за так».
Поражает легкость, с которой актриса говорит на испанском языке, а потом, не снижая темпа, переходит на русский. Постепенно в спектакль «вводят» других зрителей... Актриса так естественно раскручивает весь скандал, что кажется, этот монолог – плод ее собственных переживаний, а не текст писателя.
После спектакля Марина рассказала, что в театре существует лаборатория, в которой артист самостоятельно готовит либо режиссерскую, либо актерскую работу.
– Художественный руководитель театра «Солнце» Анна Вишневская предложила мне несколько пьес, я выбрала Маркеса. Спектакль показывали трижды, и зрители по-разному «играли» в нем. Никогда не предугадаешь их реакцию, как, впрочем, и свою. Например, раньше я брала предлагаемые монетки, а сегодня – нет. Почему – не знаю. В работе нам помогают коллеги из Колумбии – супруги Искра Вольхина и Хорхе Кастаньеда, мы связываемся с ними по скайпу. Это нужно, чтобы спектакль был пропитан колумбийским духом.
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото автора/