Чёрно-белый стиль

Реплика киномана

Когда в нашей стране начали крупномасштабно отмечать юбилей актера и режиссера Станислава Говорухина, я как-то не задумывалась, а сколько ему стукнуло. Навскидку невозможно определить его возраст. И снимает, до сих пор не выйдя в тираж.

Это прекрасно доказал его стильный и одновременно провокационный фильм «Конец прекрасной эпохи». Он резко выделялся из всего увиденного отечественного кино и телепродукции за последнее время.

Как ни парадоксально в свои 80 лет Станислав Говорухин нисколько не растерял своей хватки и умения отстаивать позиции. А если надо, то и идти на конфликт. Раньше он боролся с идеологическим начальством, сейчас – с продюсерами, которые хотят, чтобы кино приносило деньги при минимуме затраченных средств. Ленты Говорухина язык не повернется назвать некассовыми, но кинотеатры неохотно берут их в прокат. И я, честно говоря, была удивлена, что на телевидении показали практически полную ретроспективу режиссера и его новую работу. Сразу несколько федеральных каналов, и даже коммерческий, поставили его  фильмы в сетку вещания. Видела их все, но когда появлялось свободное время, с удовольствием снова пересматривала.

Картина «Благословите женщину» растопила самые циничные сердца. Казалось бы, простая история, отражающая судьбы миллионов русских женщин, которых перестали воспринимать как объект любви и восхищения, а сделали товарищами. При этом никто не отменял домашних дел. И война стала только вершиной айсберга их бед. Главная героиня Вера не совершала никаких трудовых и фронтовых подвигов, но на таких, как она, всепрощающих и готовых к любому прийти на помощь, и держалась страна, не позволяя окончательно спуститься в пучину хаоса и злобы.

Тогда же режиссер и открыл начинающую актрису Светлану Ходченкову, именно она стала воплощением для него и миллионов зрителей идеалом русской женщины. Потом еще один такой идеал она сыграла в другой картине Говорухина «Не хлебом единым». Там Станислав Сергеевич решил поэкспериментировать цветом и перешел на черно-белую эстетику. Посчитал, так лучше передается дух времени.

О его ссоре со Светланой в кинотусовке не судачил только ленивый. Впрочем, на карьере актрисы это не отразилось. Ну, захотела девушка нравиться не только эстетствующим киноманам, но и простым зрителям. Похудела до размеров стандартной модели, снималась в разной ерунде. Иногда я просто не понимала, зачем оно ей надо, фильмы вроде «Ржевский против Наполеона» и «Гороскоп на удачу». Но вместе с тем, она же блистала на красной дорожке Каннского кинофестиваля в компании всемирно известных Колина Ферта и Гэри Олдмена, покоряла Голливуд в дуэте с Хью Джекменом, и всех их восхищала своей игрой. Так что еще неизвестно, кто кому сделал одолжение, пойдя на мировую. Но в фильме «Конец прекрасной эпохи» актриса и режиссер снова встретились. Ироничная Ходченкова сказала, что ради роли даже поправилась на пять килограммов.

Фильм тоже выдержан в черно-белых тонах. И не только, чтобы передать дух времени. Говорухин признается, у него вполне и меркантильные цели – цветная пленка с годами тускнеет. Картина для тех, кто понимает. Не обязательно читать Довлатова, но надо знать особенности тех лет, когда любая здравая мысль натыкается на стенку. Все всё знают, но предпочитают играть по определенным правилам, заданным этой страной. Хочешь писать, что думаешь, становись диссидентом, а хочешь спокойно жить здесь и сейчас, пиши вести с полей и партийных собраний. И пока только молодость и алкоголь сглаживают понятия. Но самое главное, а для меня и самое ужасное – прошло столько лет, мы в другой стране, а ничего, в сущности, не изменилось. Но это опять же для тех, кто понимает.

Юлия КОНКИНА


26587