Тебе, потребитель!
Если вы приобрели автомашину, имеющую производственные дефекты, то вам не позавидуешь. Не только крупные повреждения, но и незначительные неполадки надолго выбивают человека из колеи.
Во-первых, автомобили входят в перечень технически сложных товаров. Возврат или их замена по прошествии 15 дней с момента покупки возможны только при выявлении существенного недостатка, однократном нахождении в гарантийном ремонте свыше 45 дней или неоднократном – для устранения разных недостатков свыше 30 дней в течение года гарантийного обслуживания (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Во-вторых, в отличие от других технически сложных товаров, владелец некачественного автомобиля не вправе требовать аналогичный на время его гарантийного ремонта или ожидания замены.
В-третьих, авто стоит дорого, и потому всякие неприятности с ним переживаются очень остро. Ситуация усугубляется, если транспортное средство приобретено в кредит: пользоваться им нельзя, а возвращать кредит с процентами все равно приходится. Тут уж впору руки на себя наложить. Успокойтесь и сделайте все, чтобы не пострадали ваше здоровье и кошелек.
Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55), при оформлении покупки в автосалоне покупателю должны быть переданы комплект принадлежностей и следующие документы: сервисная книжка на автомобиль; инструкция по эксплуатации и уходу за ним на русском языке; паспорт транспортного средства; товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу; справка-счет или другой документ, подтверждающий право собственности на автомобиль.
Поскольку справка-счет – это основной документ, необходимый для регистрации автомобиля в ГИБДД, на правильность его оформления нужно обратить особое внимание. В нем должны быть указаны: дата и место составления справки; стоимость транспортного средства; наименование магазина, продавшего автомобиль, и его адрес; сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация, год выпуска, цвет, идентификационный номер, а также номера двигателя, шасси и кузова).
Но вот машина куплена… Какие сюрпризы могут ожидать вас? Если в процессе эксплуатации обнаруживаются дефекты, а автомобиль на гарантии, не следует самому что-либо заменять. Обращайтесь на станцию технического обслуживания, уполномоченную изготовителем или продавцом на ремонт вашего «железного коня». Там устранят недостатки, либо дадут заключение о невозможности сделать это или о несоразмерности расходов, затрат времени на их устранение. Не забудьте получить отметку в сервисной книжке о выявленных и устраненных или не устраненных недостатках. Это важно, потому что на время устранения дефектов продлевается гарантийный срок. Кроме того, из указанных записей можно сделать вывод о наличии в машине существенного недостатка (который не устраняется или проявляется неоднократно после его устранения). А это уже основание для предъявления требования о возврате денег или замене автомобиля на новый – такой же или другой модели.
Доставка автомашины для ремонта, замены, возврата, проведения экспертизы должна безвозмездно осуществляться продавцом или изготовителем, в зависимости от того, к кому вы предъявляете претензии. При неисполнении этой обязанности продавец должен возместить расходы владельцу автомобиля (п. 7 ст. 18).
Гюзель ФЕДОРОВА, специалист I категории
департамента потребительского рынка
администрации г. Тюмени



