Завершается строительство арктических объектов нефтепровода Заполярье – ​Пурпе

В заснеженной тундре Ямала

АО «Транснефть–Сибирь» завершает строительство арктических объектов магистрального нефтепровода Заполярье – ​Пурпе.

Метет поземка. Позади – ​Новый Уренгой. Впереди – ​более 200 километров на микроавтобусе по дороге из бетонных плит, проложенных через тундру, в Заполярье. Навстречу и вслед за нами несутся большегрузные КамАЗы, МАЗы, «Уралы». Ловлю себя на мысли: на Севере не просто тяжело жить (морозы и ветра), но и работать.

Пересекаем реку Пур, затем – ​границу оленеводческих вотчин – ​Пуровского и Тазовского районов. По обеим сторонам чернеют редкие малорослые лиственницы. Немного жутко. На этой древней земле живут совсем другие духи – ​духи тундры. У них свои повадки, свой язык. И горе тому, кто не слышит их голосов…

Большая часть Тазовского района располагается на Гыданском полуострове. Часть населения является кочевниками и живет вне населённых пунктов. Кстати, снег здесь лежит вплоть до июня. Затем тундра понемногу начинает оживать. Появляется гнус. Пара месяцев, а там недалеко и до новых заморозков.

Первое поселение в Тазовском районе, основанное в 1601 году на берегу реки Таз, названо Мангазея. В 80-х годах прошлого века неподалеку была открыта группа Мессояхских нефтяных месторождений, самых северных в России, находящихся на суше. Свое название они получили благодаря реке Мессояха. Подготовка к разработке месторождений началась в 2010 году. В октябре 2012 года в рамках опытно-промышленных работ была получена первая нефть с Восточно-Мессояхского нефтегазоконденсатного месторождения.

В 2013 году сформирована концепция разработки месторождений, спроектированы ключевые инфраструктурные объекты. Нефть будет поступать в магистральную нефтепроводную систему «Заполярье – ​Пурпе». Предполагается, что промышленная добыча на Восточно-Мессояхском месторождении начнется уже в этом году.

Среди метелей и болот

Нефтепровод «Заполярье – ​Пурпе» не выглядит как натянутая нитка, он то уходит под землю, то под воду. Нефть с головной нефтеперекачивающей станции № 1 «Заполярье» (ГНПС‑1) будет поступать по линейной части на промежуточную НПС № 2 «Ямал», далее – ​на действующую линейную производственно-диспетчерскую станцию «Пур-Пе».

На НПС № 2 построено 10 резервуаров для хранения нефти, каждый из которых номинальным объемом 20 тысяч кубометров. В них будет содержаться двух-трехсуточный запас нефти на случай остановки трубопровода. Главный момент: нефть транспортируется при температуре до +60 градусов, поэтому на трубопроводе стоят пункты подогрева. В условиях сверхнизких температур необходимо поддержать рабочую температуру внутри резервуаров, поэтому они также утеплены. Теплоизолирован сам трубопровод. Раньше такого опыта по теплоизоляции резервуаров, по установке термостабилизирующих устройств не было.

Из бесед со специалистами АО «Транснефть–Сибирь» стало ясно, что при строительстве арктических объектов были использованы специальные технологии, сокращающие воздействие на окружающую среду. Так, методом наклонно-направленного бурения был построен самый северный в России подводный переход нефтепровода через реку Таз. Это позволило сохранить нетронутым природный ландшафт реки, максимально сократить техногенное воздействие на местные флору и фауну. Для минимизации воздействия на окружающую среду в местах миграции оленей нефтепровод был оборудован специальными проходами для животных. Для сохранения слоев многолетней мерзлоты применялась надземная прокладка трубопровода с системой термостабилизации опор.

На территории НПС‑2 «Ямал» расположены магистральная и подпорная насосные, операторная, автономная дизель-электрическая станция, резервуарный парк, блок фильтров-грязеуловителей, блок предохранительных клапанов, станция пожаротушения и станция биологической очистки вод. Это основные объекты станции, и все они стоят на сваях. Подрядная организация заканчивает строительство пожарного депо, автозаправочной станции. Что касается отличий НПС‑2 «Ямал» от других станций, то она может осуществлять внутрипарковую перекачку нефти, работать в реверсном режиме.

Основные специалисты на НПС‑2 «Ямал» – ​энергетики, киповцы, механики, машинисты, электромонтеры, операторы НППС, линейные трубопроводчики. Станция готовится к сдаче летом 2016 года. Вахтовый режим предполагает 30-дневную смену. Работники размещаются по два человека в комнате в жилищно-бытовом комплексе, где располагаются столовая и прачечная. На станции для персонала будут построены спортзал, сауна.

Управление всеми объектами станции и линейной части, закрепленной за НПС‑2, ведется из операторной. Все сигналы, данные телеметрии по контролю технологического процесса перекачки нефти и работы оборудования в скором времени будут приходить именно сюда.

Задор и молодость

Начальник участка обслуживания АДЭС (автономной дизельной электрической станции) Павел Голобоков закончил в 2007 году Тюменский государственный нефтегазовый университет, получил специальность «проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Начал трудовую деятельность на Тюменском моторном заводе, на участке капитального ремонта газотурбинных двигателей. Затем перешел на электрическую станцию. Отработал на ней четыре года. А после устроился в систему АО «Транснефть–Сибирь», непосредственно в дирекцию по строительству нефтепровода «Заполярье – ​Пурпе». Проработал три года, и вот теперь логическое продолжение – ​возглавил участок обслуживания АДЭС.

Надежное электроснабжение объектов НПС‑2 не должно зависеть от погодных и иных условий. Поэтому было принято решение о строительстве своей автономной дизельной электростанции. Каждый мотор АДЭС имеет мощность 505,3 мегаватта. Всего их шесть. Задействованы будут четыре двигателя, пятый – ​в резерве, шестой – ​на техобслуживании. Этой мощности будет достаточно для снабжения энергией и станции, и самого нефтепровода. Работать АДЭС будет на собственной нефти.

– На НПС‑2 я с декабря прошлого года, – ​отметил Павел Голобоков. – ​Но уже вижу, что весь коллектив и подрядчики нацелены на результат, на запуск объекта. Сейчас на НПС‑2 одновременно идут строительные и пусконаладочные работы. Руководством утверждена программа комплексного опробования, в рамках которой мы будем запускать все дизель-генераторы, испытывать их в действии.

Испытания пройдут и в магистральной насосной. В пусконаладке будут участвовать представители заводов-поставщиков, механики, энергетики, киповцы.

Дмитрий Митович, инженер КИПиА участка обслуживания АДЭС НПС‑2, закончил Омский государственный технический университет по специальности «инженер автоматизации технологических процессов производств». До НПС‑2 «Ямал» трудился в Ленском районном нефтепроводном управлении АО «Транснефть–Восток», на НПС‑12, что в Якутии.

– Там было аналогичное оборудование, отличия незначительны. Поэтому можно сказать, что для меня весь этот комплекс – ​привычное место работы, – ​рассказал он. – ​С этим оборудованием я уже знаком, в данной должности работаю около двух лет. И думаю, что трудностей в его обслуживании у меня не возникнет.

– Дмитрий, а как попали на Ямал?

– Сюда приехал по приглашению. Узнал, что на севере вводится в строй новая станция, подал резюме, и меня пригласили. Кстати, по климату регионы не сильно отличаются. Разница в часовых поясах. Но этот порог очень быстро преодолевается. Поэтому особых трудностей в плане акклиматизации не было. Работа мне нравится, условия устраивают, вокруг хорошие специалисты, парни все молодые, активные, так что на НПС‑2 «Ямал» работать можно и нужно.
По словам Митовича, сейчас на объекте проводится работа по подготовке к пробному запуску трех дизель-генераторных агрегатов. А всего их шесть. Первые три уже опробованы. По основному процессу выработки электро­энергии готовность оборудования будет достигнута в ближайшее время. По автоматике объект уже практически готов к эксплуатации. На строительстве АДЭС трудятся около 200 специалистов.

Сердце станции

Редко где можно увидеть столько металла, металлоконструкций. Только на возведение эстакад НПС ушло порядка 400 тысяч тонн металла. Плюс сваи, их 18 тысяч, плюс резервуары. Сердце станции – ​магистральная насосная. В ней находятся четыре агрегата, которые способны перекачивать с месторождений Мессояха и Пякяхинское до 1800 кубометров нефти в час. Если на Гыданском полуострове будут вводиться в строй новые месторождения, то на НПС‑2 «Ямал» легко смогут увеличить производительность перекачки нефти до 3000-3500 кубометров.

Начальник участка обслуживания механо-технологического оборудования НПС‑2 Олег Иконников трудится на станции с марта 2014 года. Месяц в Заполярье, месяц дома, в Тюмени. И каждый раз, выезжая на вахту, видит, как станция меняется, благодаря строителям приобретает новые, более четкие очертания.

– В моем ведении все технологическое оборудование: магистральные и подпорные насосы, канализация, водоснабжение, вентиляция. Учился я в Тюменском государственном нефтегазовом университете, по профилю. Диплом получил в 2008 году, – ​поделился руководитель.

– Олег, вы все тут такие молодые, но при этом на ваших плечах такая огромная ответственность. Не страшно?

– Нисколько! На самом деле, все очень интересно. Я никогда не был на Севере, в Заполярье, и у меня это первый опыт. До этого я трудился в АО «Транснефть–Восток». НПС‑2 «Ямал», в отличие от той, где я работал, находится на многолетних мерзлых грунтах, и у нас все здания, все оборудование, все резервуары и трубопроводы стоят на сваях. Основное – ​это запустить станцию в работу, а в дальнейшем – ​безаварийно ее эксплуатировать, набираться опыта.

К слову, площадь станции около 67 га. Вокруг и на линейной части были замечены рыжая лиса, песцы, олени.

– Было бы интересно побывать на стойбище, посмотреть, как живут местные жители, – ​поделился Олег Иконников. – ​Мы-то тут временно, а они всю жизнь посвящают тундре, оленеводству. Как им это удается, непонятно.

По словам Иконникова, несмотря на кризисы, падение цен на нефть, компания АО «Транснефть–Сибирь» уверенно идет вперед. У всех работников достойный социальный пакет, куда входят медобслуживание, санаторно-курортные путевки, оплата дороги к месту отпуска и другое.

У Павла Голобокова подрастают две дочки, у Олега Иконникова – ​трехмесячный сын. И ради их будущего, а также будущего нашей огромной страны, все эти трудовые вахты и полярные ночи, 40-50-градусные морозы и ледяное дыхание ямальской тундры.

На снимках: вид на магистральную насосную НПС-2 «Ямал»; начальники участков Павел Голобоков и Олег Иконников; идет настройка оборудования АДЭС; резервуарный парк НПС-2 «Ямал».

Радослав ВАСИЛЬЕВ, Олег БЕЛЯЕВ /фото/

Тюмень – ​Новый Уренгой – ​Тазовский –Тюмень.


26308