Благодетель

Сто лет тому назад купец Андрей Текутьев составил завещание, в котором отписал свое имущество в пользу Тюмени. Решился-таки, хоть и держал обиду на местное общество. Детей у него не было, родственники, наверное, рассчитывали на хороший кусок наследства. Но Андрей Иванович твердо решил навечно войти в историю как щедрый благотворитель. Текутьев самый известный меценат Тобольской губернии. Даже в советское время, когда купеческие добрые дела подлежали забвению, его имя осталось в названии некрополя, расположенного в центре Тюмени. 

Жертвую на благо города  

«Послужной» список благотворительности денежного аристократа впечатляет. Андрей Иванович в 1890 году  построил первое в Сибири каменное здание для драмтеатра. Зрительный зал вмещал 1200 мест. Меценат содержал его в течение 26 лет. Рабочие и служащие  Текутьева посещали спектакли бесплатно. Храм Мельпомены впоследствии назвали Текутьевским. В 1922 году здание сгорело. На его месте, как утверждают некоторые историки, из кирпичей погибшего театра построили жилой дом – ул. Челюскинцев, 57 (Иркутская).

В 1904 году Текутьев выстроил двухэтажный терапевтический корпус больницы на 128 мест, он обошелся в 45 тысяч рублей. А через 10 лет подарил Тюмени хирургический корпус лечебницы. Медицинское учреждение было прекрасно оборудовано, в нем делали сложнейшие операции, слава о нем шла по всей России. Увы, сейчас здание терапевтического корпуса выглядит печально. 

На углу улиц Водопроводная, 28–Советская, 56 отлично сохранился каменный дом, в котором с 1899 по 1912 год размещались Потаскуевские народные училища. Построен по заказу Андрея Текутьева в 1881 году.

По улице Осипенко, 2 находится бывшее Текутьевское ремесленное  училище с литейной мастерской, датированное 1914 годом. Эти сооружения, предназначенные для образовательных целей, сейчас в надлежащем порядке.

Здесь меценат устроил придел к Спасской церкви (он был здесь старостой), тем самым увеличив ее площадь. Сегодня церковь Спаса – единственная в Тюмени, которую используют не по назначению.

Благодаря Текутьеву появилась Пушкинская библиотека, что способствовало развитию культуры города.   

На своей родине в деревне Борки меценат открыл школу. Обучались бесплатно, педагогам он выплачивал жалования.

Андрей Иванович добился у высших сановников  Санкт-Петербурга, чтобы железная дорога прошла через Тюмень. Впоследствии проложенный железный путь способствовал развитию города. Текутьев немалые суммы выделял на укрепление берега Туры, благоустройство улиц.

С 1899 года по 1911-й Андрей Иванович занимал пост городского головы, на это время приходятся многие его благодеяния. Он – почетный блюститель мужского училища на Потаскуе, член попечительского Александровского родильного дома, член комитета по воспомоществованию пострадавших от затопления Зареки и еще много других обязанностей, которые требовали вливаний собственных денег. До конца своих дней Текутьев  заботился о благополучии горожан. Помогал просителям, жертвовал храмам. 

30 января 1907 года Текутьеву присвоили звание «Почетный гражданин города Тюмени». Указ о присвоении звания подписал император Николай II.

Сила капитала и вредный журналист 

В 1911 году, прослужив 12 лет городским головой, Текутьев покинул высокий пост. Ему было за 70. На пенсию его проводили с большими почестями. В зале городской Думы поместили  портрет Андрея Ивановича.

Если человек чего-то стоит, у него обязательно найдутся злопыхатели, завистники.  И  кто знает, из каких побуждений издатель газеты «Ермак» Алексей Максимович Афромеев иронично назвал Текутьева «лорд-мэром», написал, что тот где-то прихватил городские деньги и т.д. Текутьев возмутился. 12 мая 1912 года он отправил в городскую Думу письмо-заявление: «В течение 20 лет мною отдавалось бесплатно в моем доме помещение для городского училища на 400 детей, из которых многих мне приходилось обувать и одевать, между тем от тюменских негодяев приходилось выслушивать разные пошлости, на которые никто не откликается, а потому прошу занятое в моем доме помещение школой освободить, так как оно отдано мной под гостиницу с номерами». Речь идет о здании, что находится на углу улиц Водопроводной, 28 и Советской, 56.

Афромеев тут же ответил: «Сила капитала оказала большое влияние на состав управы. Обаяние бывшего лорд-мэра еще не прошло и до того велико, что под «флагом интересов города» кое-кто ездил на поклон к г-ну Текутьеву, заручились его «почти согласием» взять знаменитое заявление обратно, а училище не выгонять, если городская Дума попросит его сделать это всем составом». И понеслось…

На заседании Думы гласные выступали за то, чтобы упросить мецената  забрать заявление, в надежде, что он будет удовлетворен этим и оставит училище в своем доме. Один из членов управы предложил выдать от имени Думы Текутьеву удостоверение, что в течение 15 лет он ни в чем предосудительном не был замечен. Чуть было не поссорились господа на том заседании.

На повторном слушании дела 31 мая 1912 года снова зачитали письмо Текутьева, потом выслушали заявление 40 родителей учащихся. Они благодарили Андрея Ивановича и его супругу не только за предоставленное для училищ помещение, но и за помощь бедным детям, на которых ежегодно получали по 200 рублей. Родители боялись лишиться помощи мецената и умоляли Думу просить Андрея Ивановича оставить училище в своем доме. Зачитали новую жалобу Текутьева в адрес редактора Афромеева – тот очень кстати присутствовал на собрании. Андрей Иванович требовал городское управление проверить написанное Афромеевым. «Сил не хватает, растратил я нервы свои», – писал Текутьев. В конце письма меценат заявил,  что училище убирается только из-за г-на Афромеева.

И тут выяснилось: в постановлении от 14 июля 1899 года об открытии училища сказано, что Текутьев предоставил верхний этаж дома не временно, а навсегда и что училище просил называть Текутьевским.

Дело кончилось тем, что Текутьев все равно устроил в своем доме гостиницу, чем вызвал зубоскальство и неодобрение горожан. Другие меценаты предоставили бывшей Текутьевской школе помещение. А через год город обогатился новым зданием для училища, его выстроили как раз возле Текутьевской больницы и назвали Романовским в честь ознаменования 300-летия дома Романова. 

Завещание

Текутьев, рассердившись на очередную порцию критики, забирал у города и другие дары. В 1912 году все та же ядовитая газета «Ермак» писала: «… по Тюмени всюду рассыпаны памятники “добродетельства” Андрея Ивановича. И библиотека, и театр, и больница, и школа. Все “текутьевские”, даже кладбище и то “текутьевское”... И вдруг все это окажется “бывшим”. Библиотека – «бывшая текутьевская». Ремесленное училище – «бывшее текутьевское». Театр, преобразовавшийся в склад зерна, – «бывший текутьевский». Больница ведь тоже называется «текутьевская». Народное училище так и именуется – «текутьевским». И вся эта масса добра, все эти прекрасные, благие дела будут делами  “бывшими”… Останется только текутьевское кладбище “бывших” добрых дел, опущенных на дно могилы местью и ненавистью. Вот, где “ужас” жизни».

Однако меценат перед смертью завещал все свои дары Тюмени. Простил обиды.

В 1916 году незадолго до смерти А.И. Текутьев в составленном заявлении  писал: «Находящийся в городе Тюмени дом, в местности, называемой «Потаскуй», каменный с каменными лавками и деревянный дом со всеми пристройками к ним завещаю в полную собственность городу Тюмени».

Но заметка в «Ермаке» оказалась пророческой. Сегодня Текутьевским называется только кладбище. В 2008 году там установили первый в Тюмени памятник меценату царского времени. Через сто лет город по достоинству отблагодарил  его за труды.  

НА СНИМКАХ: памятник меценату; Текутьевское училище, из которого меценат выгнал детишек.   

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/ 


26102