На родине Ельцина

вам расскажут много интересного о своём великом земляке

Время, говорят, всё расставляет по своим местам, а круглые даты – ​только всё приукрашивают да запутывают. Как бы то ни было, двадцать пять лет назад, в 1991-м, Борис Ельцин стал президентом страны. А 1 февраля 2016-го страна отметила 85-летие со дня его рождения. В Екатеринбурге, где в свое время он учился и работал, открыт мемориальный центр в его честь, а в нашем городе уже который год работает филиал Президентской библиотеки имени Б. Ельцина. Вспоминается одна из поездок на малую родину Бориса Николаевича, в село Бутка Талицкого района, что примерно в 120 верстах от Тюмени, и вновь оживают рассказы о нём его односельчан и... родственников.

Уральский характер

Ландшафт в тех местах живописнейший, типично уральский. Глухие ельники, закуржавевшие кроны уносящихся в поднебесье сосен, метровые снежные сугробы да тихие по-деревенски немноголюдные зимние улочки. И бревенчатые дома, скроенные по-кержацки добротно, крепко. Красота! Удивительное дело, но ощущение, будто энергетика самой земли (гений места) во многом всё и определила. «Уральский характер» чувствовался в особой открытости общения с земляками этого человека, некой их «некичливости» и даже критичности по отношению к своему знаменитому уроженцу. Один из них так прямо и заявил: мол, несмотря на то, что он родня мне, я всегда агитирую население голосовать за коммунистов, потому что в политике критерием является жизненный уровень большинства народа – ​кто как живет, тот то и поет.

Представительница сельской управы, наоборот, говорила о скромности первого президента России: он – ​глава государства, а в его родной Бутке всё еще не было асфальтированных улиц. Оно и понятно. Вся российская глубинка неблагоустроенная. Неужто Ельцин должен был наплевать на остальных и направить силы и средства в своё родное село? Стыдно. Но деревенским властям стыдно было по другой причине. Масса любопытствующего народа со всего мира вдруг зачастила к ним. Чтобы не ударить лицом в грязь (в прямом смысле), написали «куда следует», из области выделили деньги, и в Бутке ввели в эксплуатацию первые 4,5 километра асфальта – ​по улицам Трудящихся, Октябрьской, а также по всему центру села. Зато, отмечала собеседница, когда Борис Николаевич возглавлял Свердловский обком, наведывался сюда часто. Его запомнили человеком слова и дела, очень волевым. Однажды в деревне никак не могли начать строительство больницы – ​проект требовал вырубить сосновую парковую зону, а людям жалко, встали горой на защиту природы. Узнав об этом безобразии, Ельцин стукнул кулаком по столу: «Да что это такое! Перенесите стройплощадку на десять метров в сторону!». Так и решился вопрос. Но даже решительности такого человека не хватило, чтобы побороть бюрократию общероссийского масштаба – ​наоборот, начала разрастаться «гидра», как ни парадоксально, во времена его правления.

...Из древнего рода

...Когда-то отец Бориса Николаевича, тоже строитель по профессии, возвел в Бутке школу-десятилетку, а спустя годы в ней открылся музей истории села, где фамилии Ельциных отведен скромный уголок. Там можно увидеть нашумевшую книгу бунтаря-президента «Исповедь на заданную тему» с автографом автора, последующие его мемуары, множество фотографий, интересный видеоматериал... На глаза попадается копия листа из похозяйственной книги рода Ельциных. В списке крестьян 1754 года встречаю упоминание о Тихоне Елцыне, 59 лет, о его детях – ​Леонтее, Алексее и Семене – ​соответственно 25, 16 и 12 лет. Затем следуют строчки об Егоре Ельцыне, его брате Григорее, об Анике и Данииле Елцыных (написание фамилии, как видите, достаточно произвольное).

Бутка. Как много в этом звуке!

А само слово «ботка» – ​тюркское, что означает: «каша, болотная няша, озерная грязь», поясняет один из местных краеведов. Однако есть более «правильная» легенда: название идет от старинного слова «бутить» – ​то есть заваливать землей и камнями болотистую местность. Что вполне объяснимо, поскольку пошло всё со староверов-старообрядцев – ​еще в эпоху церковных никонианских реформ. Заселение буткинского края русскими людьми началось еще в XVII веке (есть даже точное историческое упоминание: село образовалось 1 ноября 1676 года, оно на целое столетие старше Талицы и Екатеринбурга) и все, что происходило в истории, передавалось и передается сейчас в легендах, сказках, суевериях и предрассудках. И в летописях. Интересно, что «документальный рассказ» древнего писаря больше похож на живописание, что, видимо, вполне допускалось канонами «жанра». Он просто восхищён местными красотами, обилием лесов, в которых есть «кедрие и иные дерева», обилию зверей и птиц («живяху различные зверие, годны на снедение человеком, еже есть елень, заяц, розсомаха, белка и подобныя сим..., сладкопеснивые птицы и много различныя травяныя цветы»). Первоначально Буткинская слобода была построена как крепость для защиты от набегов степняков и как таможенный центр по сбору налогов с провозимых сюда товаров – ​на Ирбитскую ярмарку и дальше – ​в Тюмень. Основателями поселения считаются крестьяне Куяровской слободы Ивашка Сылвенец и Терешка Иванов, которые обратились к Тобольскому воеводе с просьбой «дать им порожние земли по течению речки Бутка». Правда, расположено современное село несколько выше, на речке Беляковка, и живет в нем около пяти тысяч человек.

Не могу не упомянуть и еще об одной интересной собеседнице – ​уроженке Бутки Нине Чуприяновой, троюродной племяннице Бориса Николаевича. По профессии она ​библиотекарь, жила и работала несколько лет в Тюмени, где неожиданно открыла в себе писательское дарование и издала книжку «Буткинские былинки». Затем вернулась домой, в Талицкий район.

Нина Сергеевна, будто испытывала неловкость от своего родства со столь масштабной личностью, все больше говорила о родной деревеньке, об односельчанах, о своем отношении к родной земле. Человек открытый, душевный, тонкий лирик, она с трепетной любовью и теплотой поведала об этом: «Родилась я на зорьке алой, в теплый весенний и ласковый день, 21 мая 1961 года, на улице Трудящихся, дом 7. Семья у нас была большая, как говорили в то время – ​многосемейная. Папа с мамой молодые, всего-то тридцать три и тридцать лет, а я в семье уже родилась пятым ребенком. Всегда сердце тянется туда, душа зовет, как будто мелодия звучит какая, вернее будет сказать, набат или колокольный звон слышится... Когда стоит июньская жара, в Бутке парит невообразимый запах от акаций, и в носу щекочет от тополиного пуха. В детстве я любила уединяться и наслаждаться красотой природы... А люди в Бутке живут и сейчас своим крепким хозяйством, настоящие крестьяне, на вид суровые, вдумчивые, обстоятельные, упорные, а в душе добрые, приветливые, отзывчивые... Что ни род, что ни человек – ​колоритнейшая, интереснейшая, самобытнейшая фигура. Ни с чем не спутаешь и разговорный язык моих земляков – ​здешних жителей: звонко шипящие буквы алфавита «ч», «ш», «с», окание, междометия, сохранившиеся в обиходе и по сей день, слова «лонись», «давеча», «колды»... Мне давно хотелось написать о том быте, вспомнить дом бабушки и дедушки. Очень благодарна тем людям, которые заметили мое творчество».

Только богатейшую народную речь следовало вложить в уста некой деревенской героини – ​так что пришлось придумать образ главной рассказчицы, а серию сюжетов-былинок объединить общим названием «Сказы бабушки Наины». Узнаете? Имя-то у бабушки тоже неслучайное... Да и говорок самой Нины Сергеевны характерный – ​кстати, им (говорком) тоже запомнился Борис Николаевич. Она говорит об этом качестве своего дяди так: «Хоть и жил в столицах, а так и продолжал изъясняться – ​как мы, его земляки и родня. И нисколечко не стеснялся своего уральского диалекта».


25724