Человечество и информация – понятия неотделимые. В ходе развития цивилизации произошло несколько кардинальных реформ в сфере обработки информации, получивших название информационных революций.
Первый виток приходится на период появления письменности. Второй – книгопечатание. Таким образом «закрепилась» в веках память человечества. Третий этап связан с изобретением электричества, благодаря которому люди стали пользоваться радио, телефоном, телеграфом, оперативно передающими информацию на расстоянии. Четвертую эру можно назвать компьютерной. На ней и остановимся.
Эта информационная революция дала нам толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для характеристики последнего появился новый термин – «информационный социум». Сегодня массовая информация становится общедоступной. Создаются телекоммуникационные инфраструктуры, появляются базы данных, в сети происходит выработка единых правил поведения. Однако эволюция человечества противоречива. Если технический прогресс – однозначное благо, то сфера социальных отношений изобилует такими скачками, что начинаешь сомневаться в несомненной пользе НТР. Почему? С одной стороны, информационные потоки изобилуют негативом, вследствие чего общество осознает взаимозависимость стран и народов, невозможность прогресса и даже самосохранения человека из-за войн и классовой ненависти. С другой стороны – по этим же каналам до нас доносятся идеи добра, братства, любви.
В связи с развитием информационного общества нельзя не сказать особо о телевидении и компьютерных играх. Господство экрана распространилось не только на экономику, политику, бизнес, но и вторглось в сферы семьи и веры, претендуя на роль нового гегемона, новой философии, новой религии.
Исследования психологов показали исключительность воздействия экранных образов на мировоззрение детей и подростков. Информация, получаемая ими с экрана, воспринимается как истина, обладает необычайной силой внушения и подражания. Следует отметить, что компьютерные игры могут быть полезными при обучении школьным предметам и иностранным языкам. Но подавляющее большинство игр (спортивные, военные, азартные) отрицательно влияют на физическое и духовное здоровье юных. По утверждению педагогов и психологов, очень вредны для детей электромагнитные излучения. Они грозят снижением иммунитета, раковыми опухолями, эндокринными заболеваниями, мозговыми и психическими патологиями.
Несколько слов хочется сказать и о проблемах, связанных с содержанием фильмов. Самое страшное – романтизация образа «крутого парня», живущего за счет горя людей. Она ведется настолько «эффективно», что многие начинают создавать себе экранных криминальных кумиров, подражать им. Вот что пишет об этом ведущий психолог московского НИИ Вера Абраменкова в одной из своих статей: «Общие выводы обзора современных игр и телефильмов свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира не только у детей и подростков, но и у взрослых. Появились сдвиги в сторону меркантилизации сознания, вестернизации, за которой стоит культ силы, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Кроме того, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экономической катастрофы и т. п. Детям нравятся фильмы, компьютерные игры, символизирующие смерть, разрушение, агрессию. Что это за явление современной жизни, неведомое предшествующим поколениям? Ответ на этот вопрос требует новых исследований и решений».
И все же уже сейчас можно найти выход из ситуации! Надо перенаправить векторы развития общества. Обратимся для примера хотя бы к той же компьютеромании. Чтобы уменьшить воздействие компьютеров на наши умы и души, необходимо ограничить время игр и просмотра телефильмов, контролировать их содержание. Ведь сами по себе они лишь инструменты, начинку можно и поменять. Большая ответственность ложится не только на психологов, педагогов и родителей, но и на библиотекарей. Они должны учить читателей поиску информации, объяснять ее достоверность, предостерегать от последствий. В современных условиях актуальной задачей для библиотек становится продвижение услуг с помощью таких технологий, как Веб 2.0. (социальных сетей). Какие идеи, литературу специалисты могут продвигать с их помощью? Американские страшилки и ужастики или российскую классику, французские любовные романы или добрые русские сказки? Все зависит от нас. В любом случае надо избавляться от информационного «ширпотреба». Только тогда жизнь будет хоть немного прекраснее и добрее, наполнит сердца людей светом и теплом.
Тут очень кстати вспомнить о духовной информации. Никто не оспаривает факт пользы священных писаний. Но... Во многих библиотеках священные книги находятся на нижних полках стеллажей или вовсе пылятся в подвалах. В Интернете тоже гораздо больше пользователей информационного спама, нежели духовных источников. Странно, что даже многие работники библиотечно-информационной сферы не знают ни одной главы из главной книги жизни, где, по утверждению ученых, содержатся истинные утверждения. А ведь чтение этих книг помогает в минуты скорби, болезни, в трудных жизненных обстоятельствах! Не случайно кто-то из святых сказал: «Пусть лучше померкнет солнце, чем перестанут звучать слова из Божественного Писания».
Не стоит беспечно относиться к главному из лекарств. Вспомните: «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Или «Вначале было Слово». Эти афоризмы не подлежат сомнению. Так давайте с трепетом выбирать слова, а стало быть, и информацию. От нас зависит, чем она станет для нас: ядом или универсальным средством спасения.