Редкий случай в моей журналистской практике: пробую написать портрет человека, которого совершенно не знал и с которым даже не встречался. Есть опасность подменить реальную картину домыслом, а то и вымыслом. Наверное, по этой причине затянулся сбор материала для этого очерка. И построен он главным образом на воспоминаниях людей, близко знакомых с ним, и на документальных источниках.
6 августа сего года прервалась земная жизнь Станислава Васильевича Матушкина, тюменца с ялуторовской фамилией, который наверняка войдет в новейшую историю нашего города как успешный предприниматель и благотворитель. Матушкин на свои средства построил церковь во имя иконы Божией Матери «Целительница». Вложив миллионы рублей в её возведение, он как истинный христианин не афишировал свои благие дела. Настало время воздать должное и достойным образом увековечить это имя на его родине, ради процветания которой он жил, стойко преодолевая тяжелый недуг. А говоря о нем как о продолжателе славных традиций сибирского купечества, наиболее ярким представителем которого был опять же наш земляк Савва Иванович Мамонтов, мы должны вспомнить и о других ялуторовских благотворителях. Их стараниями на нашей земле появлялись не только храмы, но и школы, и больницы, и попечительские заведения – все то, до чего у государства руки не доходили. Вспомнить в назидание современникам, в первую очередь формирующемуся классу сегодняшних предпринимателей, которые, не имея крепкой духовной культуры, зачастую вкладывают прибыль не в самые богоугодные дела.
Об этом мы говорили в начале осени с настоятелем Успенско-Никольского храма протоиереем Георгием Санниковым. А вскоре я познакомился с дочерью Станислава Васильевича, Татьяной, продолжающей дело отца. Именно она передала мне множество уникальных фотографий и документов из семейного архива.
Биографические данные
Станислав Васильевич Матушкин родился 7 февраля 1949 года в Ялуторовске. В 1964 году на отлично окончил восьмилетнюю школу №2. Через два года получил среднее образование в трудовой политехнической школе с производственным обучением №1 г. Ялуторовска. Вместе с аттестатом ему вручена серебряная медаль. Затем был Тюменский индустриальный институт – кузница кадров инженеров крепнущей промышленности нашей области, который он окончил в 1972 году по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
Значительная часть трудовой биографии отдана Тюменскому заводу строительных машин, где прошел путь от мастера до директора предприятия. Именно в этой должности С.В. Матушкин трижды в июне-августе 1986 года «был командирован в г. Чернобыль для организации наладки и работы оборудования, выпущенного заводом для ликвидации аварии». В новом веке создал и возглавлял частное предприятие по производству дорожных знаков, занимался строительством многоэтажных жилых домов.
Имеет государственные награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996 г.), медаль «За спасение погибавших» (1996 г.) в этом же году. 20 мая 2005 года принял Крещение в Храме «Всех святых» г. Тюмени и наречен Иоанном.
Из воспоминаний современников
Татьяна Павлова, дочь:
– Папа был человеком достаточно суровым. Несмотря на его открытую душу и очень доброе сердце, он был "закрыт" для окружающих и близких людей. Немногословен, но его слово всегда было решающим. Внимательно и довольно долго мог, молча, слушать собеседников, коллег, сотрудников, нас, а потом высказывал свое мнение, и оно становилось как бы руководством к действию! Не был нежным в отношениях, но я всегда чувствовала его любовь и заботу.
Папа рано научил меня читать. Начиная с четырех лет, я по просьбе воспитателей в детском саду вслух читала другим детям из моей группы небольшие стишки и сказки. А в пять лет папа записал меня в городскую библиотеку. Помню, с какой гордостью я несла домой первую библиотечную книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Пожалуй, самые близкие, семейные отношения у нас были в последний месяц его жизни, когда он переехал к нам и позволил ухаживать, заботиться о себе, дарить ему нашу любовь, позволил себе "купаться" во внимании внуков.
Любил русские романсы в исполнении Лемешева, Собинова, Изабеллы Юрьевой, мог слушать их часами. Любил поэзию Пушкина (меня он назвал в честь Татьяны Лариной), Лермонтова. Мои дети учили стихи этих поэтов, отрывки из поэм и, когда они ему их рассказывали, я видела, что он наизусть вместе с ними повторяет строчки любимых произведений.
Папа очень много успел сделать и создать, хотел сделать еще больше. Он очень хотел жить. Он был сильный, выносливый, требовательный к себе и окружающим. Людям он доверял.
Мы гордимся отцом и дедом. Я рада, что память о нём останется на века!
Спасибо отцу Георгию за всё, что он сделал для папы и нашей семьи!
Лидия Сурина, целитель России, Почетный гражданин г. Тюмени, кандидат биологических наук:
– Я знала Станислава Васильевича много лет. Это был очень добрый, отзывчивый человек, всегда готовый помочь. Я написала немало книг по траволечению, и некоторые из них были изданы при финансовой поддержке Станислава Васильевича.
Настоятель Успенско-Никольского храма протоиерей Георгий:
– Мое знакомство с Матушкиным состоялось по телефону, когда я попросил помочь построить воскресную школу. Он спросил: а что еще строить? Часовню при больнице, ответил я. Через два часа, прямо из больницы, где принимал капельницу, Станислав Васильевич приехал на территорию больницы № 23. Вместе с главным врачом Смагиным мы определили место под строительство храма, на месте разрушенного инфекционного отделения. И он незамедлительно приступил к строительным работам. За 10 лет нашего сотрудничества по возведению социально-церковного комплекса я все больше проникался уважением к этому человеку. Он не проездил капиталы на Гавайи, в Таиланд и другие места отдыха за границей, а вложил все, что имел, в Святой объект, построил храм.
После принятия Таинства Крещения жизнь Матушкина пошла по пути духовного возрастания в вере и творения добрых дел на благо ближнего. Неприхотливый в быту, довольствуясь малым, он стал жертвовать деньги на нужды храмов. Внес немалую лепту в реконструкцию Успенско-Никольского храма и в строительство Воскресной школы.
Одноклассники, сослуживцы:
– Я со Стасом училась 8 лет. Могу сказать, что это был «свой парень». Что я под этим словом понимаю? В обращениях с девчонками был ровным. Не обижал, был дружелюбен, всегда помогал. Когда ездили на уборку картофеля – носил ведра с картошкой у девчонок. А вот на контрольных списывать не давал. Но готов всегда был помочь – объяснить. Воспоминания о нем теплые, добрые. (Г. Устюгова – школа № 2).
– Со Стасом Матушкиным дружили много лет. Он любил играть в шахматы. Отец его работал управляющим Госбанка, и Стас часто приходил к нему на работу и играл в шахматы с инкассаторами. Хорошо разбирался в математике, физике. Был очень хорошим, верным другом. Не было в нем кичливости, заносчивости. Любил пошутить. В жизни стал большим человеком, хотя в детстве не мечтал о высоких должностях. (В. Устюгов – друг детства).
– В 1991 году Станислав Васильевич принял меня на работу на завод «Строймаш». Он много благотворительностью занимался, в Нижнетавдинском районе совхозам, школе помогал и крестьянским хозяйствам. Очень светлый человек. (Сергей Павлов).
– Когда мы познакомились, он начал строить гараж. Пообещал за неделю, а построил за три дня. Помог с квартирой. Мы были как братья. Ни одного дня друг без друга не могли прожить. За две недели до ухода он еще говорил, что мы не сдаемся. Я потерял очень близкого человека. (Давит Мадикян).
– Сварщик, мастер, начальник цеха, директор. Таков его профессиональный путь. Старался сам осваивать новую технику, даже бульдозер. Имел авторитет в министерстве. Был знаком с Б.Е. Щербиной. Много строил, кому помог с квартирой, кому с зарплатой, рядом с ним был уверен в завтрашнем дне. (В.А. Деледивка).
Таков коллективный портрет моего незнакомого героя. Из пелены прошлого вырисовывается образ решительного и волевого человека, талантливого организатора, готового по зову Родины отправиться в Чернобыль, чтобы лично организовать работу строительных машин в условиях радиоактивного заражения местности. Из его бригады ликвидаторов на сегодняшний день никого не осталось в живых.
Всего себя отдавая работе, Станислав Васильевич не всегда находил время для семьи. Очевидно, он многое переосмыслил в жизни, если решил принять Таинство Крещения, и остаток дней своих отдал благотворительности. Говорят, что после тяжелой операции у него было видение святителя Николая Чудотворца. Теперь прихожане Успенско-Никольской церкви и построенного им храма «Целительница» молятся о его упокоении.
С.В. Матушкин упокоился рядом с храмом «Целительница» – своим детищем, а не на городском кладбище, что у определенной части населения вызывает вопросы. Но противоречит ли это канонам, принятым в православном мире в дореволюционной России?
Для блага ближнего
«Возрождение традиций меценатства на Ялуторовской земле» – так называется статья, опубликованная в «Сибирской православной газете» в сентябре 2015 года. Ее авторы – староста православной религиозной группы часовни «Во имя Святой Живо-творящей Троицы» Татьяна Молодых и директор воскресной школы Успенско-Никольского храма г. Ялуторовска Вера Усова рассказывают о ярких примерах взаимодействия государства, предпринимательства и церкви в сегодняшних реалиях.
Они, в частности, отмечают, что при сотрудничестве Успенско-Никольского храма с администрациями города, района, сельских поселений и частными предпринимателями за немногим более полутора десятка лет на Ялуторовской земле появилось пять храмов, две часовни и воскресная школа для детей при Успенско-Никольском храме. В стадии завершения строительство часовни во имя Святой Животворящей Троицы в Старом Кавдыке, которое ведется при активной поддержке директора ОАО «Приозерное» Е.С. Шарашина. В селе Бердюгино по благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия на средства благотворителя О.А. Метелкина начато строительство храма в честь святителя Николая Чудотворца.
Владыка Димитрий в 2012 году благословил создание социально-больничного комплекса на территории областной больницы №23 в г. Ялуторовске. Куратором этого строительства является депутат областной Думы В.Д. Зимнев. Храм в честь иконы Божией Матери «Целительница», построенный на средства тюменского предпринимателя С.В. Матушкина, стал первым объектом этого социально значимого сооружения в Ялуторовске. Рядом уже действует пока еще не достроенный «Дом милосердия», с трапезной и социальной лавкой, в создании которого принимали участие 52 ялуторовских предпринимателя.
Да, на этот праведный путь сегодня встают многие. Так что Матушкин – не одиночка! Их подвижническую жизнь вдохновляют примеры бескорыстного служения малой родине лучших представителей городского сообщества на протяжении многих веков.
Экскурс в прошлое
Яркий след в истории Ялуторовска первой четверти XIX века оставил мещанин Алексей Данилович Быков. Он не имел больших капиталов и служил у состоятельных людей, но их имена забылись, а его – сохранилось в благодарной памяти потомков. Именно он окончил постройку Сретенского собора, почти полностью за свой счет в ознаменование победы русского народа над Наполеоном выстроил Вознесенскую церковь и здание для училища. Как отмечали его современники, Алексей Данилович первым в Тобольской губернии значительную часть своего имущества пожертвовал церкви и просвещению.
Существенно помогал Ялуторовску известный сибирский коммерсант А.В. Колмаков из Тюмени, крупный пароходчик и хлебный торговец, имевший миллионное дело с Монголией. В неурожайные годы он открывал бесплатные столовые, участвовал в строительстве новой пожарной каланчи. В 1910 году Антон Васильевич решил выстроить на свои средства больницу и, предчувствуя близкую кончину, ускорил ее открытие. Собрание городских уполномоченных решило в память о благотворителе назвать больницу его именем и ходатайствовать о присвоении ему звания почетного гражданина Ялуторовска, а также обратилось с ходатайством к Тобольскому губернатору разрешить городскому общественному управлению установить в здании больницы увеличенный фотопортрет Антона Васильевича в приличной раме. Городским старостой была заказана медная доска с гравировкой: «Больница сооружена и пожертвована Тюменским 1-й гильдии купцом А.В. Колмаковым, коммерции советником». В ноябре 1912 года новая городская больница в Ялуторовске была освящена, а 6 ноября скончался А.В. Колмаков.
Откликаясь на его кончину, «Сибирская торговая газета» писала: «Покойный до последней минуты оставался в памяти и еще за несколько минут до смерти отдавал распоряжение о покупке шерсти на несколько сот тысяч рублей. В последние дни, лежа в постели, он беседовал со своими служащими, вызванными из Бийска, давал им распоряжения о закупке хлеба и разные советы относительно будущей работы пароходов; нанимал капитана и т.п. Вместе с этим А.В. не раз спрашивал, все ли готово к похоронам, заказан ли гроб».
Множество примеров благотворительности ялуторовских купцов и мещан можно найти на страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» (1882-1919 гг.).
Этой же стезей благотворительности шел славный сын земли Ялуторовской Станислав Васильевич Матушкин, в Крещении – Иоанн. И чем больше у него последователей, тем лучше для нравственного здоровья общества.