Тюменский «Ангажемент», когда в гостях бывает екатеринбургский «Коляда-театр», обычно переполнен. Не исключение и нынешние гастроли. Мест не хватало, и зрителей рассаживали на приставные сиденья и стулья. Пришли те, кто давно и искренне любит этот театр, и те, кто не приемлет его стилистики, но хочет разобраться.
В Тюмень Коляда привез 11 спектаклей – 6 взрослых и 5 детских. Пьесы для детей он написал сам по мотивам известных сказок: «Гуси-лебеди», «Карлсон вернулся», «Дюймовочка», «Аленький цветочек», «Финист-Ясный сокол». А самых маленьких зрителей порадовал игровой программой «Кот и дрозд».
Спектакли для взрослых, тоже поставленные и оформленные Колядой (все с возрастным ограничением 18+), шли в переполненном зрительном зале. Четыре спектакля из классического репертуара: драма Лермонтова «Маскарад», поэма Гоголя «Мертвые души», трагедия Шекспира «Гамлет», комедия Чехова «Вишневый сад». Из современных: «Наташина мечта» Ярославы Пулинович и одноактная комедия Николая Коляды «Бубен и утюг».
Коляду часто сравнивают со знаменитым русским драматургом и театральным деятелем Александром Островским. Свои пьесы классик называл «сценами из жизни». Коляда обозначает свои произведения традиционными для театра жанрами: комедия, драма, но по сути это тоже сцены из жизни. Он и классические произведения ставит на манер таких сцен. Перед спектаклем «Маскарад» драматург поясняет зрителям: «Вы увидите историю одного из бытовых убийств, о которых так часто рассказывают по телевизору». На сцене актеры произносят диалоги «по Лермонтову», но существуют на ней «по Коляде». Маскарад показан им как современная тусовка, где те же характеры, те же страсти, что и век назад. Классика не стареет, потому что остается неизменной человеческая природа.
Сотни лет идет на мировых подмостках шекспировский «Гамлет». Казалось бы, что нового можно найти в пьесе? Коляда находит. История Клавдия – это история человека, оказавшегося на самом верху иерархии датского королевства и получившего власть над людьми. Клавдий, бывший братом короля, теперь сам король! Он наверху, он неподсуден! Так чего же стесняться? Он раздевается донага и в присутствии челяди (а значит, и зрителей) принимает ванну. А что челядь? Она несет к ногам владыки свои «ценности»: пустые баночки, тряпочки, бумажки. Мусор, скажете вы! В нашей иерархии ценностей – да. Властитель Монголии Тамерлан, чтобы оценить численность своего войска, приказывал каждому солдату и офицеру приносить по камню и складывать из них курган, а потом забирался на его вершину и смотрел, насколько раздвинулось обозреваемое пространство. Так он судил о силе своего воинства. Клавдий блаженствует на вершине мусорной кучи, он наслаждается властью. Но и фетиши нашего времени – миллион долларов или крутая тачка – по сути бумажки и пустая консервная банка.
Коляда не насыщает свои спектакли декорациями: они условны. Например, Чичиков разъезжает по помещикам не в карете, а в садовой тачке, вишневый сад представлен резными балясинами, а бассейн – куском голубой материи. В музыкальном оформлении Коляда использует современные шлягеры...
Каждый спектакль заканчивался бурными аплодисментами и многочисленными поклонами, на которые вместе с актерами выходил и Николай Коляда. Он раздавал автографы и отвечал на вопросы зрителей. На самый популярный: «А вы приедете к нам еще?» следовал стандартный ответ: «Приглашайте».
Приглашаем и будем ждать!